Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Модное увлечение: летящие фонарики заменили харьковчанам фейерверки

Модное увлечение: летящие фонарики заменили харьковчанам фейерверки
Фото: Сообщество почитателей небесных огней собирается на Нетеченской набережной. Фото из социальных сетей.
Летящие огни запускают у воды
 
В выходные дни харьковчане, гуляющие у каскада и вдоль Нетеченской набережной, могут наблюдать сказочную картину. С  наступлением сумерек ввысь взлетают 20, 50, а то и сотня пылающих куполов и сердец. Это не мистические неопознанные летающие объекты, а новая мода харьковской молодежи – небесные, или китайские фонарики. Впрочем, не только молодежи – как оказалось, китайскому чуду все возрасты покорны.
- К нам приходила женщина, которой больше 70 лет. Она много путешествует, часто ходила на запуски в других странах, ей было интересно – как у нас, - рассказал организатор массовых запусков Дмитрий Прилуцкий.
Заморской забавой Дмитрий увлекся пару лет назад, когда мода на нее только начиналась в Харькове. Настоящий размах движение приобрело в начале 2010 года, когда на каскаде впервые в небо взмыли больше ста куполов. С тех пор количество подобных акций растет, как на дрожжах. Их регулярно проводят на открытых площадках центральных парков и скверов.
- Лучше всего это выглядит у реки. Представьте, десятки горящих сердец взлетают в небо и тут же отражаются в воде – это такой восторг! - рассказывает Марина Козуб, которая пару раз посещала мероприятие на "Стрелке".
По массовости увлечения фонариками в Украине Харьков уступает лишь Киеву. В столице в небеса одновременно взлетали две тысячи горящих куполов.
 
Цена вопроса – от 7 до 50 гривен
 
По китайскому поверью, фонарики исполняют желания. Потому вполне закономерно, что бумажные сердца заменили на свадьбах фейерверки.
- Когда выходила замуж моя сестра, мы купили молодым огромное сердце-фонарь, написали на нем их имена, а потом жених и невеста запустили его в небо. Это был самый красивый и трогательный обряд на свадьбе, – рассказывает Елена Стрельникова.
Правда, в магазинах отмечают: их основные покупатели – не молодожены, а школьники и студенты.
- Фонарики заказывают в основном на выпускные, когда ребята утром идут к реке встречать рассвет и запускают там фонари, - рассказала владелица интернет-магазина Виктория.
Популярность летящих фонариков легко объяснима – это очень простое, недорогое, и при этом красивое устройство. Чаще всего их делают в виде куполов, но встречаются также в форме сердец и цилиндров. А во время Евро-2012 приобрели популярность футбольные мячи. Состоит фонарик из легкого деревянного каркаса, на который натягивают папиросную бумагу, пропитанную специальным веществом. Даже если на купол попадет огонь, он не загорится, а только истлеет. Двигателем в конструкции выступает фитиль с сухим горючим. В зависимости от формы и размера, стоит такой "воздушный  объект" от 7 до 50 гривен – чем нестандартнее размер и раскраска, тем дороже.
Романтический запуск бумажных сердец и куполов любят устраивать молодожены и выпускники. Фото из социальных сетей.
В МЧС не в восторге от увлечения
У китайских фонариков есть не только сторонники, но и противники,  горожане сомневаются в безопасности увлечения.
- Живу в районе Нетеченской набережной, эти фонарики регулярно залетают к нам во двор, цепляются за деревья. Я, честно говоря, боюсь пожара, - пишет на форуме пользователь Daris.
Его опасения разделяют и спасатели. Организаторы массовых запусков несколько раз пытались заручиться поддержкой МСЧ – все тщетно.
- Когда проводится фейерверк, мы согласовываем место размещения и направленность установок, туда выставляется наряд, мы обеспечиваем безопасность. Но на фонарики мы в категорической форме отвечаем "нет". Это все равно что бросить в воздух зажженный факел, - говорит помощник начальника ГУ МЧС в Харьковской области Игорь Лупандин. 
Главная опасность фонариков, по мнению сотрудников МЧС, в том, что полет невозможно проконтролировать: бумажный купол может залететь в окно, на крышу, привести к пожару в лесу.
Зажигатели фонарей, в свою очередь, уверяют: они экологичны и абсолютно безопасны. 
- Фонарик так сконструирован, что он сначала тухнет в небе, а потом падает на землю.  Пока он горит – поднимается вверх, метров на 200, как только тухнет – начинает опускаться, поэтому вреда от него никакого нет.
Но даже продавцы фонариков предупреждают: при запуске необходимо соблюдать меры предосторожности – отойти минимум на 100 метров от зданий и деревьев, а также следить, чтобы скорость ветра была не выше, чем 3 метра в секунду. При соблюдении этих правил, уверяют специалисты, безопасность гарантирована. В МЧС подтверждают: несмотря на потенциальную угрозу летающих фонарей, они ни разу не становились причиной пожара в Харькове.  
 
Справка "КП"
Забава китайских генералов
Летящим фонарикам около 2 тысяч лет. Впервые они упоминаются в летописях, описывающих поход генерала Чжугэ Ляну (180 - 234 н. э.), гласит Википедия. Хитроумный полководец использовал бумажные мешки на масляной лампе для того, чтобы вселять страх во вражескую армию: противники думали, что генералу помогают божественные силы, и в страхе отступали. Несколько веков фонарики служили средством психической атаки в китайской армии, позднее в Поднебесной летящим куполам стали придавать религиозное значение.
 
А как у них?
В России приравнены к воздушным судам
В нашей стране запуск воздушных фонариков не отрегулирован на законодательном уровне. Другое дело - в России. Там, для того чтобы устроить массовый запуск бумажных куполов, необходимо получить разрешение органов Единой системы управления воздушным движением – прямо как для полета самолетов и вертолетов! Несмотря на всю строгость закона, в Санкт-Петербурге проходят запуски из 10 тысяч фонариков. Но предосторожности не спасли россиян от пожара: 3 мая этого года в Москве внезапно загорелся главный трамплин на Воробьевых горах, построенный еще в 1953 году и долгое время бывший главным трамплином Советского Союза. В правительстве Москвы тогда решили, что причиной послужил китайский фонарик, приземлившийся на синтетическое покрытие трамплина.