Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Фонтаны Харькова – рассадник туберкулеза?

Фонтаны Харькова – рассадник туберкулеза?
Фото: Санстанция и чиновники считают, что вместилища воды не так опасны, как их малюют ученые. Фото автора.

Лучше держаться подальше

В жаркую погоду фонтаны как магнитом притягивают к себе людей. В поисках прохлады народ наслаждается брызгами, ни на минуту не задумываясь о том, что в этом же фонтане накануне мог помыться, к примеру, бомж. В том, что от архитектурных резервуаров лучше держаться подальше, уверен Артур Мартынов, ученый секретарь Института микробиологии и иммунологии им. Мечникова.
- В 2008-м мы провели исследование у ХАТОБа и на Зеркальной струе и выяснили, что в воде фонтанов содержатся бактерии в количестве, как у больного открытой формой туберкулеза, - рассказывает Артур Викторович. – "Зеленстрой" приобрел два образца прибора для очистки воды, их установили, опробовали, но дальше этого дело не пошло, посчитали угрозу несущественной.
Ученому известно два эффективных способа обеззараживания воды – ионами серебра и меди (именно таким в порядке эксперимента пользовались в Харькове в 2009-м - Ред.) и с помощью ультрафиолета. Первый способ наиболее дешевый, подчеркивают в институте им. Мечникова.
- Во всем мире есть стандарты - вода фонтанов приравнена к питьевой, поэтому никаких мер для того, чтобы она была чистой, не принимается, - разводит руками ученый.

Искусственный туман "чихает"

Разработки оборудования, способного очищать фонтаны от всякой мерзости, есть и у харьковских ученых - например, в НТУ "ХПИ".
- Это в общем-то довольно старый метод, предложенный академиком Леонидом Кольским еще в 1930 году, метод электрохимического растворения серебра как средство обеззараживания. Он модифицирован применительно к фонтанам, - объясняет кандидат технических наук Михаил Мануйлов.
Фонтаны, вода в которых не проходит очистку, таят в себе страшную опасность, подчеркивает Мануйлов. Микробы здесь размножаются в огромнейшем количестве, а потом разлетаются по всему городу с микрочастичками воды.
- Если подходите к фонтану и чувствуете свежесть, значит, вы попали в облако  искусственного тумана, капельки которого переносятся на большие расстояния, - говорит кандидат технических наук. – Фонтан - как постоянно чихающий человек, происходит воздушно-капельный путь заражения.

Водяную пыль невозможно проверить

Воду из фонтанов, как оказалось, в Харькове никто не проверяет. В  горСЭС сказали, что это не объект санэпидназдора, а архитектурное сооружение.
- Из них не пьют, в них не купаются… Это все равно что сказать: "А вы за столбом осуществляете санитарно-эпидемиологический надзор?" – удивились в горСЭС.
Тем не менее здесь не разделяют опасений ученых и разработчиков системы очищения фонтанной влаги.
- Эти люди хотят, чтобы была закуплена их установка. Но я должна сказать: есть определенные методики для исследования воды. А какая может быть методика для  водяной пыли, летящей от фонтана? В природе нет такой методики, - настаивает  главный санитарный врач города Ирина Зубкова.
Заразиться туберкулезом можно где угодно, напоминают специалисты. Можно у фонтана, а можно и в троллейбусе.
- Наша задача такая: сделать нормальную иммунную прослойку у людей, чтобы даже если человек встретится с туберкулезной палочкой, иммунитет мог ее побороть. Для этого проводится вакцинация населения, - говорит Ирина Арьевна.

Комментарий губернатора

Добкин тоже не верит в страшилки

Не допускает мысли, что вода в фонтанах настолько опасна, как расписывают ученые, губернатор Михаил Добкин.
- Сколько было криков, когда в Харькове началась реформа тубдиспансеров!  Известные правозащитники и отдельные СМИ предрекали чуть ли не эпидемию туберкулеза. Так вот, я хочу официально заявить, что реформа медучреждений, занимающихся лечением туберкулеза, привела к тому, что за год уровень заболеваемости в области снизился более чем на 20 %. Пить воду из фонтанов я вам не советую, но если вдруг захотите пройтись ногами, делайте это спокойно, не заболеете, – посоветовал Михаил Маркович.