Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Путь к чистоте

   Мусор, который сваливается где попало и как попало - вдоль дорог, в лесополосах, оврагах и пустырях, пропитывает отравой землю, воду, воздух. И тем важнее положительный опыт цивилизованного подхода к этой проблеме, наработанный Южной железной дорогой. 

  Недалеко от Южного вокзала Харькова уже три года успешно работает небольшой мусороперерабатывающий цех. Благодаря его работе железнодорожники сумели вдесятеро (!) сократить затраты на утилизацию мусора, остающегося после пассажиров. А главное - сделать реальный шаг на пути к снижению загрязнения окружающей нас природы.
 
  Его пример - другим наука
 
  Ежегодно количество мусора, образующегося на планете Земля, увеличивается на 3 процента. Фактически, если посмотреть на мир глазами статистики, человечество медленно утопает в собственных отходах. Вместе с тем, если верить ученым, любое химическое вещество может быть неоднократно использовано человеком. Получается парадокс: мы выбрасываем то, что может нам еще пригодиться. 
  Разумеется, для того, чтобы делать "доходы из отходов", необходимо приложить силы, средства и, в первую очередь, желание работать по-новому. Именно такой подход к решению этой важнейшей проблемы у начальника Южной железной дороги Виктора Остапчука. Детище ЮЖД - современный мусороперерабатывающий комплекс - способно решить проблему бытовых отходов для отдельно взятого предприятия или небольшого населенного пункта. Подобный подход полностью оправдан: чем больше подобных установок "выйдет" на борьбу с отходами, тем менее острой будет проблема отходов в целом по Украине.
Все очистительное оборудование размещено на железнодорожной платформе, которая стоит на путях и может быть без проблем перемещена в любую точку, где есть железная дорога
  Однако обо всем по порядку. Первый опытный образец передвижной мусоросжигательной установки на Южной железной дороге был создан еще в 1999 году. Его мощность составляла 100 кг утилизируемого мусора в час. А в 2003 году на станции Люботин появился стационарный мусороперерабатывающий комплекс - по сути, завод, который до сих пор считается одним из лучших в своем роде: кроме решения проблемы отходов, он может еще и давать тепло. Причем мощностей этого комплекса достаточно для утилизации не только того мусора, который образуется на объектах железной дороги, но и бытовых отходов ближайших населенных пунктов - было бы лишь желание местных властей отказаться от порочной практики использования свалок.
  Передвижной мусороперерабатывающий комплекс у вокзала Харьков-Пассажирский МПК-300 был введен в эксплуатацию осенью 2009 года. Примечательно, что здесь уже взята на вооружение технология предварительной сортировки мусора с изъятием из него вторичного сырья (а это примерно треть всей массы) и сжиганием остатка.
  По словам разработчиков МПК, главное, чем примечателен этот комплекс (кроме его мобильности), - экологичность. На "выходе"  установки практически нет вредных веществ. Залогом этого служат целых пять степеней очистки выбросов, каталитический дожиг газов и обработка их известью, которая нейтрализует всю органику. В основе мусороперерабатывающего комплекса - новейшие разработки отече-ственных и зарубежных ученых, а построен он был совместными усилиями железнодорожников, харьковской НПФ "Технология" Северо-Восточного научного центра НАН и МОН Украины с применением оборудования и комплектующих отечественного производства. 
Комплекс круглосуточно принимает контейнеры с мусором, выгружаемым из пассажирских поездов дальнего следования, и выдает "на-гора" аккуратно упакованное вторсырье
  И, конечно же, главная "фишка" МПК-300 заключается именно в его мобильности. Все очистительное оборудование - самая сложная часть комплекса - размещено на железнодорожной платформе, которая стоит на путях и может быть без проблем перемещена в любую точку железной дороги. Стационарную "пристройку" к ней - помещение с конвейером для сортировки мусора и гидравлический манипулятор-подъемник - можно  разобрать в течение суток, перевезти и со-брать в нужном месте - там, где есть необходимость в утилизации накопившегося мусора. Но поскольку больше всего твердых бытовых отходов на ЮЖД образуется именно на вокзале Харьков-Пассажирский, куда прибывает большинство поездов, то, естественно, МПК-300 "стал на прикол" именно здесь. 
 
  Цветы и чистота... среди мусора
 
  Несмотря на то, что мусороперерабатывающий комплекс находится недалеко от платформы, к которой прибывают пригородные электрички, догадаться о его существовании практически невозможно, пока не попадешь непосредственно на небольшую огороженную площадку, где он и стоит. Ни запаха, ни пыли и грязи, которые обычно сопровождают процесс даже небольшого скопления отходов, здесь и в помине нет. Такой штрих: всего в нескольких метрах от приемочного бункера расположены навесные кашпо с живыми цветами!  Между тем, комплекс круглосуточно принимает контейнеры с мусором, выгружаемым из пассажир-ских поездов дальнего следования, и выдает на-гора аккуратно упакованное вторсырье: стеклянные бутылки, полиэтиленовую тару, картон, жестяные банки из-под консервов и пива - словом, все, что можно переработать и с выгодой использовать снова и снова.
  Мастер МПК-300 Олег Хоменко делится "секретом" почти полного отсутствия запаха мусора на территории: все отходы пускаются на переработку по возможности сразу же после их доставки, так что лежать и гнить в кучах мусору просто некогда! Весь поступающий на МПК мусор (установка рассчитана на переработку 300 кг отходов в час) подается гидравлическим манипулятором в контейнер, а оттуда поступает на конвейерную ленту. Работники комплекса тщательно отсортировывают камни и керамику - их ни перерабатывать, ни сжигать не представляется возможным. Все, пригодное к использованию в ка-
честве вторсырья, складывается в специальные коробки и, по возможности, прессуется. Остальное - поступает в печь для сжигания. 
  Сортировщица мусора Светлана Зуб, бывший работник станции Харьков-Пассажирский, своей теперешней работой довольна. И зарплата выше, и график работы удобнее, и коллектив очень хороший.… Дей-ствительно, на предприятии сделано все для того, чтобы люди, взявшие на себя труд по сортировке мусора, чувствовали себя достойно и защищенно. Да и работа, вопреки сложившемуся стереотипу, вовсе не такая уж грязная, так что "текучести кадров" в маленьком коллективе МПК-300 нет.
  - Работаем посменно, - рассказывает Светлана Васильевна. - Есть у нас все необходимые средства защиты: прорезиненные перчатки, очки, респираторы. При необходимости остановить конвейер можем в любой момент.
  - А почему в помещении практически не чувствуется запаха мусора?
  - Во время перерыва помещение обрабатывается кварцевыми лампами, а конвейерная лента "кварцуется" постоянно. В конце каждой смены помещение обрабатывается дезинфицирующим средством. 
  - Я вижу, что среди рассыпного мусора нередко попадаются полиэтиленовые пакеты со сложенными в них отходами. Пассажирам поездов кажется, что в таком виде процесс избавления от мусора будет аккуратнее, а вам приходится разрывать каждый такой пакет специальным инструментом, чтобы выбрать из него то, что можно использовать как вторсырье. Не мешает ли вам это, не вызывает досады?
  - Нет. Вскрытие таких кульков предусмотрено технологическим процессом сортировки ТБО. Когда специалисты разрабатывали эту технологию, они учли, что часть пассажиров упаковывает свой мусор в пакеты, так что нас это вовсе не раздражает и процесс сортировки не тормозит.
  Для работников комплекса (а их по штату насчитывается 20 человек, работают по 5 в каждую смену - 2 машиниста установки и 3 сортировщицы) отремонтировали одноэтажное здание, стоящее рядом с железнодорожной колеей. Здесь есть душевые кабины с горячей водой, шкафчики для спец-одежды, мини-кухня и даже стиральная машина... Территория вокруг поддерживается в идеальном порядке (здесь есть даже маленький фонтан и цветут клумбы), которому не в состоянии помешать ни снежные заносы, ни весенняя или осенняя слякоть, ни наша многолетняя убежденность в том, что любое обращение с отходами почему-то непременно должно сопровождаться грязью и неряшливостью. 
 
  Деньги, которые раньше вылетали в трубу
 
  До того, как мусороперерабатывающий комплекс приступил к своей работе, проблема утилизации отходов была для  вокзала Харьков-Пассажирский чрезвычайно острой. К примеру, в 2008 году на вывоз мусора на полигон ТБО там было потрачено 227 тыс. грн. С появлением мусороперерабатывающего комплекса затраты удалось сократить на 90 процентов! 
  - У нас заключен договор с фирмой, которая покупает стекло, макулатуру, ПЭТ-бутылки, жесть, - рассказывает начальник вокзала Харьков-Пассажирский Леонид Чалый. - Мы сдаем даже часть сажи, образующейся после сжигания не пригодного для переработки мусора. Эта сажа используется при производстве черного лака. 
  - Насколько загружена работой мусороперерабатывающая установка? 
  - Летом, можно сказать, под завязку. А с окончанием сезона отпусков и мусора становится меньше, так что сейчас нагрузка постепенно уменьшается. Комплекс перерабатывает 300 кг мусора в час. В среднем, 100 кг уходит во вторсырье, а 200 кг - сжигается, в результате чего образуется зола, количество которой в 10 раз меньше, чем объем сожженного мусора. Причем она относится к 4-му - неопасному - классу отходов. Поэтому эту золу можно даже использовать для подсыпки дорог.
  В свое время передвижной мусороперерабатывающий комплекс МПК-300, разработанный по заказу ЮЖД, был одним из первых в стране, экспериментальным. С тех пор появилось несколько идей по части его модернизации, которые были воплощены на новых аналогичных установках, работающих сейчас в портах Одессы и Николаева. Так постепенно идея "южан" по части цивилизованного обращения с мусором приживается и на других предприятиях страны.
  Между тем, установки, подобные МПК-300, могли бы с успехом применяться в небольших городах и сельских районах, дачных поселках, расположенных вблизи железных дорог и испытывающих трудности с утилизацией мусора. Так что, возможно, со временем эти комплексы будут приносить реальную пользу и сельским жителям, и железнодорожникам, которым пока приходится убирать и вывозить тот мусор, который тоннами выбрасывают в лесополосы у железных дорог несознательные дачники.
 
  Компетентно
 
  Виктор ОСТАПЧУК:  "Мусорная "мина" не должна взорваться"
 
 
  О важности защиты окружающей среды сегодня говорится много. Но уже давно пора перейти к активным конкретным дей-ствиям, в том числе в вопросе утилизации мусора. Иначе рано или поздно мусорная "мина" рванет, и последствия этого предсказать нетрудно.
  Наши мусороперерабатывающие комплексы разработаны и построены совмест-но специалистами Северо-Восточного научного центра Национальной академии наук Украины и Южной дороги.  Сфера их применения очень широкая: кроме переработки  ТВО они предназначены также для утилизации горючих промышленных, пищевых и сельскохозяйственных отходов, не пригодных к использованию лекарственных средств, ядохимикатов и так далее.
Эти мусороперерабатывающие комплексы по-настоящему современны и экологичны. В частности, применяемая здесь технология очистки газов (около 99 %) полностью соответствует всем санитарным нормам, на что имеется заключение ГП "Институт экогигиены и токсикологии им. Л.И.Медведя". При этом мы изначально  были готовы  оказать техническую помощь местным громадам Слобожанщины и в создании мусороперерабатывающих установок, и в работе по  организации системы утилизации твердых бытовых отходов, включая раздельный сбор мусора, его вывоз и переработку.