Загрузить еще

Учим ребенка финансовой грамоте

Учим ребенка финансовой грамоте

Напомню: предыдущие части (см. «КП» за 16, 24 января и сайт www.kp.ru) рассказывали о советах, которые Джолайн Годфри, один из ведущих американских специалистов, занимающихся финансовым воспитанием детей, дает родителям ребят 5 - 8 и 9 - 12 лет. Для каждого возраста - свои упражнения. Они, по мнению Джолайн, помогут вырастить предприимчивого, бережливого и вместе с тем не прижимистого человека. Третья часть - о том, как развивать финансовую сметку у подростков 13 - 15 лет. Этот возраст отличается тем, что у ребят:

  • внимание сосредоточено прежде всего на настоящем, представления о будущем смутные;
  • появляется обеспокоенность своим поведением, важно, как смотрят и как оценивают тебя окружающие;
  • появляются первые независимые суждения;
  • максимальная подчиненность правилам и нормам поведения, принятым в среде сверстников.

По мнению Джолайн, которое она приводит в книге «Как научить ребенка обращаться с деньгами», в подростковом возрасте нужно развивать такие навыки:

  • умение делать покупки, сравнивая товары,
  • понимание взаимосвязи между временем и деньгами,
  • умение зарабатывать деньги, заниматься мелким предпринимательством,
  • умение экономить деньги с конкретными целями,
  • формирование общих представлений об инвестициях,
  • умение читать банковские документы, счета,
  • формирование представления о процентах и дивидендах.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Пока не вырастет, никаких ему наличных!

Читатели «КП» обсуждают советы Джолайн Годфри

Считаю, что родители не должны оплачивать детям домашнюю работу и хорошие отметки в школе. И после этого мы хотим вырастить детей заботливыми, внимательными? Не получится ли в будущем, что и свою заботу о нас в старости они будут измерять в денежном эквиваленте?

Валентина.

А почему детям из карманных денег не заплатить родителям, чтобы они не приставали к нему с уроками и домашними делами?..

Deby.

В нашей стране деньгами ребенка можно только испортить (может научиться рано курить, а еще хуже - пить пиво). Слава Богу, у меня этого нет, потому что не было лишних денег. Но кто давал детям большие деньги на завтраки в школу, теперь пожинает плоды.

Читательница.

Советы, конечно, хорошие. Но они подойдут только тем родителям, которые сами могут планировать свои расходы. А это умеют далеко не все! Ведь дети во всем копируют своих родителей. Особенно мне нравится, когда родители за своим поведением не следят, а от ребенка хотят чего-то особенного. Еще и удивляются: и в кого это он?..

Наталия.

СВОЙ ОПЫТ

Играешь на компьютере - плати

- Опять двойка? - негодую я, перелистывая дневник Глеба, своего сына-второклассника.

- Ну и что? Альберт Эйнштейн тоже был двоечником, - парирует ребенок. (Как опрометчиво бабушка подарила нам книгу «Биографии великих людей»!) 

Ну и как заставить такого начитанного оболтуса прилично учиться? Да очень просто: платить ему за успеваемость. Из обычной тетрадки мы сделали «сберкнижку». Условились на том, что за каждую пятерку отпрыск получает 1 гривну, за четверку - 75 коп., за тройку - 50 коп. Двойки облагаются драконовским штрафом в 2 гривны (Это я по привычке старой шкалой оценок пользуюсь). При утаивании плохих отметок банковский счет автоматически обнуляется. Что вы думаете? Успеваемость моего предприимчивого чада резко поползла вверх. Кроме того, он перестал вырывать страницы из дневника (утаивание отметки!) и врать, что ничего не задали. Тогда я решила с помощью все того же оружия отучить сына от чрезмерного увлечения компьютерными играми. На монитор было вывешено объявление: «Внимание! Час игры на компьютере стоит 10 гривен».

- Десять пятерок, чтобы всего часок поиграть? 

- А ты как хотел? Компьютер электричество жрет! И потом, я  еще и диски с новыми играми должна покупать…

- Ну нет!  Мне надо на велосипед накопить…

И действительно, компьютерные игры теперь его почти не интересуют. Только раз в неделю Глеб скрепя сердце снимает со своего «банковского счета» десятку, чтобы немного отвлечься…

Лидия Петренко, Харьков.

 

10 упражнений для развития основных навыков обращения с деньгами у ребят 13 - 15 лет

Выясните, есть ли у ребенка долгосрочная «взрослая» цель, которая бы характеризовала его как независимого, самостоятельного человека. Например, покупка автомобиля после поступления в вуз или поездка с классом на отдых. И объясните, что вы ждете от него вклада в достижение этой мечты уже сегодня. Часть денег на достижение цели должна быть собрана путем экономии. Пусть это будет маленькая часть, зато ребенок усвоит: финансовое планирование означает независимость.

Обсудите с ребенком собственный опыт, связанный с умением или неумением экономить, а также его влияние на вашу жизнь и независимость.

Проанализируйте состояние счета ребенка (или его накоплений в той же копилке). 

 Пора открыть настоящий текущий счет. Отведите ребенка в банк. Вместе с ним положите ему на счет небольшую сумму и запланируйте регулярные походы в банк, чтобы ребенок мог класть или снимать деньги со своего счета.

«Следи за гривной». Попросите ребенка записывать в дневнике каждую потраченную и заработанную за день гривну. Обсудите его расходы. Спросите ребенка, какие выводы он может сделать о своем финансовом типе поведения и привычках. Что бы он хотел изменить или улучшить, от чего зависит его самостоятельность?

Возьмите ребенка с собой за покупками и попросите записывать каждую потраченную гривну.

 Обсудите со своими знакомыми возможные виды оплачиваемой работы, которую они могли бы предоставить вашему подростку. Пусть ребенок сам проведет переговоры и обсудит оплату.

 Дайте ребенку список из десяти профессий и попросите в Интернете выяснить среднюю зарплату. Предложите ребенку узнать, сколько платят работнику без опыта и с десятилетним стажем.

 Объясните ребенку, что такое гарантия в следующий раз, когда будете заполнять его при покупке техники.

Подарите ребенку подписку на журнал для покупателей. Объясните, что такое скрытые затраты. Попросите ребенка выяснить разброс цен на частные уроки.

Объясните, что такое «импульсивная покупка» и почему шоколадные батончики и жвачку выкладывают возле касс.

 Поговорите о рекламных роликах, которые показывают во время любимых детьми передач. Попросите оценить их точность, честность и ценность.

Обсудите разницу между накоплениями (сбережениями) и потреблением (расходами). Поговорите о том, что подразумевает каждое из этих понятий для окружающей среды и человека.

Заведите отдельный бюджет для одного из любимых занятий ребенка.

Поручите ребенку планировать и вести бюджет семейных вылазок. Пусть подсчитает расходы на все необходимое на целый день, в том числе на бензин, еду, чаевые, входную плату. Вначале выдайте ребенку наличные, чтобы расплачивался везде, где это потребуется. Если деньги у ребенка кончатся еще до вечера, не браните его - просто вернитесь домой пораньше и повторите упражнение через месяц.

 Когда вам попадаются статьи о компаниях, выпускающих любимые товары вашего ребенка, предлагайте ему почитать, а потом объясните, насколько рискованно вкладывать деньги в акции этих предприятий.

 Дайте подростку почитать биографию известного предпринимателя.

Предложите ребенку и его товарищам помогать соседям мыть машины или выносить мусор, чтобы заработать деньги на подарки к праздникам.

 Дайте ребенку распечатку вашего счета по пластиковой карте и попросите подсчитать, сколько денег вы потратили.

Попросите ребенка поискать в Интернете предложения банков по оформлению кредитной карты с наименьшим процентом.

 Перед Новым годом подарите подростку посильную для вас сумму, чтобы он приобрел подарки для ребят из малоимущей семьи, которая живет с вами по соседству или дети из которой учатся в одной школе с вашим ребенком.