Татьяна Литвина (20 февраля 2007)
Педагог выиграл у «Теплосетей» три тысячи гривен

Педагог выиграл у «Теплосетей» три тысячи гривен

Комментарии: 2

Норматив в девять кубов – незаконный?

Последние три года пенсионер Михаил Гаевский ходил в суд, как на работу. Он вел тяжбу сразу с двумя коммунальными монополистами: «Харьковские тепловые сети» и КП «Вода».

- Все началось с того, что оба эти предприятия подали на меня в суд. Тепловики насчитали задолженность более 900 гривен, водники – примерно 600, - рассказывает Михаил Петрович. – В ответ я подал встречные иски. От «ХТС» я потребовал документального подтверждения, что мне оказывали услуги необходимого качества. А КП «Вода» я попросил обосновать норму в девять кубов, которую якобы потребляет каждый житель Харькова. Ведь СНиП 2.04.01.85 четко указывает: холодная вода подается в объеме шести кубометров.

Пока суд разбирался, Гаевский заполнял коммунальные счета по собственной формуле.

- Никаких сложных расчетов. Я просто платил пропорционально оказанной услуге, - объяснил строптивый потребитель свою методику. - Нет горячей воды ночью – я отнимаю это время, не работает половина батареи – я делю сумму на количество секций в ней и беру процент…

В споре с тепловиками Гаевский дошел до Верховного Суда Украины и добился того, что высшая инстанция приостановила решение местной. Судебная волокита с КП «Вода» закончилась тем, что сумму долга коммунальщики сами сократили почти в четыре раза – до 150 гривен.

- Но и эта сумма незаконна, - возражает Михаил Петрович. – Поэтому я собираюсь обратиться в Европейский суд. А пока написал заявление в Генпрокуратуру и Совет национальной безопасности и обороны. В личной беседе со мной коммунальщики признали, что норма в девять кубов принята незаконно. Поэтому я хочу ее отмены не только для себя, но и для всех горожан. А по моим подсчетам, за эти годы КП «Вода» незаконно получил 280 миллионов гривен!

Тепловики оплатили даже моральный ущерб

По собственному опыту Михаил Гаевский советует: с коммунальщиками можно вступать в борьбу только тщательно подготовленным и настроенным идти до конца.

- Эти монополисты будут искать повод, чтобы от вас отделаться. Были случаи, когда представители «ХТС» приходили к людям домой и буквально угрожали им. Сейчас одним из таких дел занимаются правоохранители. Поэтому немудрено, что многие из тех, кто по моему примеру подал встречный иск, потеряли к нему интерес, как только их перестали приглашать в суд. Но были и такие, кто не сдался. К примеру, доцент ХПИ Илья Немировский. У него несколько лет подряд не работала батарея, а тепловики исправно начисляли ему оплату. Судья не просто снял задолженность, но и обязал «ХТС» выплатить Немировскому три тысячи гривен компенсации: за моральный ущерб и за расходы на электрообогреватель в отопительный период.

Сейчас Гаевский помогает еще одной «пострадавшей» - жительнице пятиэтажки на Клочковской. В ее угловой квартире с момента застройки – лишь половина положенных по норме отопительных приборов. На днях женщина отнесла исковое заявление в суд.

Фраза «плохо греют батареи» на судью не действует

Иск к коммунальщикам лучше составлять со специалистом - юристом или человеком, который уже поднаторел в судебных тяжбах.

- Претензии должны подкрепляться документами, - советует Михаил Гаевский. – Если, к примеру, «Теплосети» нарушают график подачи горячей воды, я приглашаю не менее двух свидетелей и замеряю температуру воды в кране. Затем составляю акт претензии, где указываю данные термометра и точное время замера. Свидетели подписывают этот документ. Чем больше таких актов я соберу, тем лучше, поскольку я документально подтверждаю свои жалобы.

По словам Гаевского, на судью не действует и фраза «плохо греют батареи». Нужны точные цифры. Поэтому в присутствии свидетелей замеряется температура на так называемой «рамке» в подвале (нужного ли качества подается теплоноситель в дом), вблизи отопительного прибора (в квартире) и на трубопроводе с обратным теплоносителем.

- К примеру, у меня на «рамке» 55 градусов, а на самой холодной батарее в квартире – 36. А насчитают-то мне 100 % плату!

Сложность этого замера лишь в том, что подобные показания нельзя снимать обычным термометром. Нужна специальная техника. Гаевский советует «арендовать» ее у специалистов – теплотехников.

Копии актов претензий отправляются производителю услуг.

- Кроме того, фиксируйте любые незаконные действия коммунальщиков. Они пытались войти в квартиру без документов – вызывайте милицию и составляйте протокол. Отказались выехать по вашему вызову – просите свидетелей подтвердить этот факт. Таким образом, вы накапливаете своего рода досье на оппонента, на это обычно уходит около года. Зато вы будете иметь достаточно доказательств, и суд уже не сможет отклонить ваши претензии под предлогом, что это был эпизодический случай, а не системное нарушение ваших прав.

А вот бороться с КП «Вода» сложнее, признается бунтарь. Для того чтобы доказать нарушения с их стороны, нужна более сложная аппаратура. Да и 20 % перерасчета, которые они по закону обязаны делать, не стоят затраченных усилий.

А в это время…

Тепловики должны заключить новые договоры

Еще один харьковчанин на днях начал судиться с нашими «Теплосетями». Юрист Геннадий Колесник сформулировал свое заявление так: «О понуждении заключать договор по новым тарифам…»

- Дело в том, что договор – это добровольное соглашение, - прокомментировал свои действия корреспонденту «КП» Геннадий Федорович. – А тепловики ничего не обсуждали со мной, когда выставили счет по новым расценкам.

Возмущение Колесника вызвал обыкновенный расчет. Он сравнил суммы, выставляемые «ХТС» жильцам аналогичных домов со счетчиком и без него. Оказалось, что потребители без приборов учета переплачивают в полтора два раза.

- Все просто. Жителям домов с приборами учета выставляют сумму за фактически потребленное тепло. А всем остальным – за нормативное, то есть то, которое предполагалось израсходовать накануне отопительного сезона с учетом среднестатистической температуры воздуха зимой в нашем городе. Она редко соответствует реальности, - констатирует юрист. – Поэтому я требую, чтобы коммунальщики обязались в договоре выставлять мне счет к оплате только за фактически поданное тепло. Пока же я рассчитываю его сам. Беру счет на квартиру, где есть прибор учета, делю на ее площадь и узнаю, таким образом, фактический тариф на квадратный метр. А потом умножаю его на площадь своей квартиры, эту сумму и оплачиваю.

Кстати

Согласно закону «О защите прав потребителей», исковое заявление, связанное с нарушением права человека на качественную услугу, госпошлиной не облагается. По словам Михаила Гаевского, единственное, что может потребовать суд, – оплатить техническое сопровождение (аудио- и видеозапись). Деньги возьмут и при подаче апелляции.

С собой Михаил Гаевский советует иметь «джентельменский набор»: Конституцию, Законы «О ЖКХ» и «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс, постановления КМУ № 1497 и № 630, а также Правила оказания услуг по электро- и газоснабжению.

Фото из архива «КП».

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

ищу роботу в Одессе охрана