Юлия Ярмоленко (27 февраля 2007)
Харьковчанин сделал биотопливо из сала

Харьковчанин сделал биотопливо из сала

Около года в Харькове на базе кафедры двигателей внутреннего сгорания политеха проводятся испытания биодизельного топлива, которое в будущем может полностью заменить солярку. Причем, как утверждают специалисты, делать экологически чистое горючее можно из любого масла и даже… из отходов мясокомбината.

Со сковородки хозяек – в двигатель

Прежде всего перед учеными стояла задача вычислить, какое соотношение солярки и биомассы будет наиболее безболезненным для дизельных двигателей.

– Чистое биотопливо для наших двигателей не годится: через пару лет работы на нем резинотехнические изделия двигателя просто выйдут из строя, – объясняет научный координатор разработки и производства биодизельного топлива, кандидат технических наук Владимир Семенов. – Зато процентное соотношение 30 : 70 (масла меньше) – просто идеальное. А лучше всего в наших климатических условиях для производства биотоплива подходит рапс. Хорошо бы перевести на такое горючее все сельское хозяйство Украины. Кстати, в Европе уже не первый год трактора и комбайны работают на «рапсовой солярке». Таким образом и деньги экономятся, и экология не страдает.

Оказывается, биотопливо при сгорании выделяет на 10 процентов меньше двуокиси углерода и в два раза меньше сажи, чем обычное горючее. К тому же это экономически выгодно, считает Семенов. Если полностью использовать побочные продукты его производства (жмых – на корм скоту, глицерин – в химической промышленности), себестоимость литра выйдет немного больше двух гривен. Тем более для производства альтернативного горючего можно использовать не только рапсовое, но и любое другое масло – подсолнечное, соевое и даже «отработки» «Макдональдсов», чебуречных или пирожковых.

– Я даже из сала – нашего любимого наркотика – однажды сделал топливо, – говорит ученый. – Получилось просто замечательно, только дорого. Зато эти исследования подтвердили, что для производства биодизельного топлива можно использовать даже отходы мясокомбинатов. Запад давно все продукты переработки пускает в дело, почему бы и нам не поступить так же?

Белорусов рапс спасает от радионуклидов

С начала испытаний биотоплива в Харькове несколько фермеров из разных районов серьезно заинтересовались альтернативой солярке. И даже закупили специальные установки, на которых можно производить «рапсовое горючее». По словам Владимира Семенова, такая «машина» стоит максимум 200 тысяч гривен. Для фермеров это небольшие деньги, тем более что установка окупится достаточно быстро. Многие из сельских бизнесменов специально выращивают рапс на своих полях.

– Это удивительное растение, – рассказывает Семенов. – Рапс вытягивает радионуклиды из земли и сохраняет их в стеблях, не «перекачивая» в семена. Именно поэтому белорусский президент Лукашенко дал указание засеять земли, которые расположены вблизи от Чернобыля, рапсом. В августе-сентябре белорусы убирают растения, семена продают за границу, а стебли сжигают в специальных печах. Убивают сразу двух зайцев.

Владимир Григорьевич утверждает, что на биодизельном топливе может работать не только сельхозтехника, но и городской транспорт, легковые автомобили. Для этого достаточно сменить фильтры двигателя. В Париже, к примеру, в черте города все автобусы и маршрутки ездят исключительно на экологически чистом горючем. Правда, там моторы специально переделывают под биотопливо.

– Будущее – за рапсом, – уверен Владимир Семенов. – Запасы нефти и газа не безграничны, цена на них постоянно растет. А украинскому фермеру надо как-то выживать. Вот и ищем дешевую альтернативу дорогому горючему.

Справка «КП»

Бензин очищают этанолом

Сейчас в мире существует несколько видов комбинированного горючего – как правило, представляющего собой сочетание бензина и спирта из растительного сырья. С 1990 года в бензин в небольшом количестве стали добавлять этанол, дабы снизить вредоносность автомобильных выхлопов для окружающей среды. А в следующем году уже началось массовое производство специального биодизельного топлива, которое вырабатывается из растительного и животного жира. Многие страны мира признали биотопливо.

Кстати

Прокатимся на спирте!

В ближайшее время восемь спиртовых заводов Украины будут переоборудованы под производство биотоплива. В Харьковской области такие серьезные перемены ждут Ивашковский спиртзавод, расположенный в Золочевском районе. Он будет перепрофилирован на выпуск биоэтанола.

Как утверждают представители облгосадминистрации, завод уже получил госзаказ на производство 10 тысяч тонн биоэтанола. Основой для его производства станут отходы свеклосахарной промышленности - меласса.

Биотопливо, которое может производиться как из спирта, так и из рапсового масла, по мнению чиновников, поможет стране значительно уменьшить зависимость от импорта нефтепродуктов.

А как у них?

В Бельгии автомобили уже заправляют маслом

В прошлом году в Бельгии официально разрешили заправлять машины рапсовым маслом. Но эксперты предупредили население, что для использования этого биогорючего автомобилю необходима техническая адаптация.

Новое топливо пользуется огромной популярностью, так как рапсовое масло на порядок дешевле дизельного горючего.

Малайзия тоже готова полностью перейти на использование биологического топлива. А к 2010 году планируется перевести на экологически безвредное горючее весь автомобильный парк Великобритании.

Важно!

На переоборудование двигателей нужно время

Несмотря на то, что биотопливо отличается легкостью производства, а следовательно, и низкой стоимостью, есть несколько «но». Во-первых, нужно будет внести изменения в конструкцию автодвигателей, а значит, и в сам процесс их производства. Это потребует значительных затрат и займет достаточно долгое время. Во-вторых, переходу противятся нефтетрейдеры, которые боятся разорения. В частности, они грозят поднять цену на горючее, если автомобили будут переведены на биотопливо.

загрузка...
загрузка...

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт