Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Ездить в маршрутках опасно для жизни?

Ездить в маршрутках опасно для жизни?
Фото: В последнее время пассажирские автобусы все чаще стали попадать в ДТП. Фото автора.

Лишних набирают, чтобы хоть как-то выполнять план, хотя и признаются: делать это опасно. А билеты не выдают — так это чтобы не мусорить в городе.

 Скоро проезд подорожает на 25-50 копеек

 С периодичностью в несколько месяцев в городе и области происходят аварии маршруток и автобусов. Вот и на этой неделе на проспекте Ленина маршрутка врезалась в дерево. Восемь человек госпитализированы, у водителя сломана нога. Сейчас причины ДТП выясняют специалисты, однако директор автотранспортного предприятия Николай Шевченко уверен в одном: «Богдан» был исправен.

- Я не говорю «идеальный» - идеальной техники не бывает. Но машина была в нормальном рабочем состоянии - новая резина, нормально работающие тормозная система и рулевое управление. То есть технических предпосылок к такой аварии не было, - утверждает Николай Шевченко.

Несмотря на то, что автомобильный парк регулярно обновляется, денег на поддержание технического состояния маршруток не хватает, жалуются перевозчики.

- За последние два года в себестоимости билета составляющая технического обслуживания выросла в пять раз. Раньше она составляла 5-6 %, а сегодня — 20-25 %. Это напрямую связано со стоимостью деталей и других составляющих техобслуживания. Например, резина на «Богдан» подорожала в 1,8 раза, - рассказал Николай Шевченко.

Именно поэтому больше половины перевозчиков уже подали заявления на повышение стоимости проезда на 25-50 копеек.

 Задние выходы закрывают специально

 А тем временем в ГАИ закончилась операция «Автобус». Инспекторы проверяли техническое состояние всех маршруток и автобусов в городе. По словам старшего госавтоинспектора управления ГАИ Дмитрия Яковлева, 145 нарушений технического состояния обнаружили при осмотре 3075 транспортных средств. Самым распространенным нарушением оказалась установка дополнительных сидений и блокирование задних выходов.

- Иногда водители делают это специально. Двери блокируются из-за того, что замки устаревают и не отвечают техническим требованиям, - поясняет Дмитрий Яковлев.

Несмотря на постоянные проверки и административные протоколы, маршруточники, - особенно те, что ездят на «Газелях», - продолжают блокировать двери аварийного выхода, как они говорят, для пользы самих же пассажиров.

- Раньше, когда работал на «Газели», я действительно их закрывал, - рассказывает Сергей, водитель 45-го маршрута. - Ведь когда останавливаюсь на проезжей части, некоторые пассажиры начинают сами их открывать. А если в этот момент мимо пронесется другой транспорт? То есть получается, что я не контролирую ситуацию. А если пассажира собьют, я же буду и виноват.

Фиксируют работники ГАИ и переполненность общественного транспорта. Вопреки опасности перевернуться, водители маршруток набивают машину до отказа в погоне за выручкой.

- Если я буду возить по 13 человек пассажиров, как это положено, то даже план не выполню. Тогда лучше идти с протянутой рукой на улицу. Понимаю, что это опасно, но делаю это на свой страх и риск, - рассказал водитель 303-го маршрута. - С другой стороны ведь не я их заталкиваю — люди сами заходят, потому что все хотят ехать.

 В стоимость билета страховка не включена

 Большинство водителей маршруток не выдают пассажирам билеты. В областном обществе защиты прав потребителей говорят, что таким образом перевозчики пытаются уменьшить налоги. А в случае аварии безбилетный пассажир не сможет доказать, что он ехал в этой маршрутке.

Но по словам перевозчиков, билеты не выдаются вовсе не с целью что-то скрыть.

- Билетная система - это нонсенс сегодня, - считает директор одного из городских АТП Анатолий Шатохин. - Она давно устарела, ведь во всем мире водитель вообще не касается денег: оплата происходит при помощи карточки и турникета. Мы же билеты печатаем рулонами, возим грузовиками и в результате выбрасываем катушками. Во-первых, водителю очень неудобно одной рукой рулить, а другой отрывать билеты. Во-вторых, пассажиры сами их иногда не берут. В-третьих, утром наш кассир выдает водителям по пять рулонов этой бумаги, а вечером вся она будет летать по городу. Мы не оправдываем водителей, сколько раз мы предлагали: ставьте катушку рядом со входом и пусть пассажиры сами отрывают себе талон. Однако эта практика не прижилась.

В билете, который выдают в общественном городском транспорте, не заложена страховка, утверждает Шатохин. По словам перевозчиков, если бы они заключали договор со страховщиками, билет бы стоил гораздо дороже. Как же быть в ситуации, когда по вине водителя пострадал пассажир? Единственный вариант решения проблемы — суд, который и определит, кто прав, а кто виноват.