Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
22 апреля
Загрузить еще

В Коммунаре не хотят быть харьковчанами

В Коммунаре не хотят быть харьковчанами

Землю – инвесторам!

О планах городских властей расширить границы Харькова стало известно еще в прошлом году. Генплан, который разрабатывали киевские специалисты, предполагает развитие мегаполиса в пределах существующих границ. Однако заместитель городского головы Александр Кривцов сказал, что к городу планируется «добавить» примерно четыре тысячи гектаров (сегодня территория Харькова – 330 тысяч га).

Среди перспективных районов, которые частично могут перейти к городу, - Харьковский и Дергачевский. Пока городские власти проводят переговоры с райадминистрациями, а также с областным советом. Кроме того, скоро должен быть разработан проект границ Харькова, за основу которого будут взяты результаты референдума, который проводился еще в 90-х. Тогда было посчитано, что более 70 % харьковчан понятие «черта города» ассоциируют с территорией окружной дороги. А перечисленные выше села не слишком далеко выходят за ее пределы.

Расширение границ города должно решить несколько проблем. Выиграть могут очередники, которые хотят получить участок под строительство (таких в городе сегодня более трех тысяч, очередь практически не двигается). Свободные участки сегодня есть только в районе поселка Жихарь, на песчаной местности, но харьковчане от них отказываются. Земли получат и инвесторы, для которых в черте города практически уже не осталось места под застройку.

Троллейбус запускают 25 лет

Жители восьми поселков тем временем разделились на тех, кто за, и тех, кто против невольного переселения.

Поселок Коммунар (автобусом пять минут от аэропорта) буквально врос в Харьков. Но только территориально. Добираться любым автобусом или маршруткой, которые следуют в Безлюдовку или Васищево, около двадцати минут по трассе. Оттуда – 15 минут ходу по дороге, наполовину асфальт, наполовину грунтовка.

Улица Мира здесь центральная - два магазина и небольшая площадь с памятником. Здесь же – здание местного совета и небольшая амбулатория, где оказывают первую помощь.

В «управе» средь бела дня никого не оказалось: просиживать штаны в кабинете весной на селе не положено. Единственными госслужащими, которых удалось найти корреспонденту «КП», оказались люди в белых халатах. О возможном присоединении к Харькову сначала говорят неохотно, больше выспрашивая: «А что, это уже решено?» Заметно, что немного успокаиваются, когда узнают, что все только на уровне разговоров.

- Если нас присоединят, то мы станем периферией Коминтерновского района, - говорит главврач амбулатории Лидия Щербанева. – Мы от этого только потеряем. К примеру, зарплату нам никогда не задерживают, а в городе перебои. К тому же больные сахарным диабетом и онкобольные у нас обеспечены лекарствами бесплатно на 100 % - даже в Харькове такого нет.

Но, с другой стороны, коммунаровцы получат равные права на медобследование в Харькове: местная амбулатория может оказать только первую медицинскую помощь, измерить давление, посмотреть состояние сердца и проверить содержание сахара в крови. Все обследования и уж тем более операции, а также роды – в Мерефе или в областной больнице, куда добираться не очень удобно. Если присоединение произойдет, придется ездить в 13-ю больницу – это, подключаются к разговору больные в коридоре, и того хуже. А троллейбус до Харькова нам обещали пустить еще 25 лет назад, чтобы удобно было в город ездить.

Вызывать «скорую» из Харькова тоже не с руки.

- Сама две недели назад вызывала из Мерефы, - говорит Людмила, - приехали специалисты через 20 минут. Но раньше ведь еще дольше ехали. Из Харькова будет не быстрее.

О горячей воде уже не вспоминают

Медицинская помощь – не единственное, чего ждут от возможного присоединения к Харькову приверженцы этой идеи.

- Горячая вода, детка? Да мы забыли, что это такое, - говорят встретившиеся на пути бабушки. – Может, лет пять назад была, а может, и больше. И тепло тоже дают позже, чем в городе. В этом году только в январе затопили.

Коммунальная расхлябанность в Коммунаре налицо: не нужно быть специалистом, чтобы понять, в чем причина отсутствия таких благ цивилизации, как горячее водоснабжение. Коммуникации проходят над землей, а не под ней – в каком-то (никто уже не помнит, когда) году зимой их «порвало».

Другая проблема, с которой в городе уже практически справились, - хронический невывоз мусора. Сразу под окнами дома – огромный контейнер, который вывозят в лучшем случае один раз в неделю.

А тем, у кого возникли разногласия с коммунальными службами, и того хуже: с энергетиками, к примеру, выяснять отношения можно только в Липцах, а свет, говорят местные жители, отключают чуть ли не каждый день.

Цены на квартиры уже харьковские

Больше всего проблем у молодежи, которой работать в Коммунаре негде: раньше, во времена совхоза, хоть на ферму можно было устроиться. Сейчас все ездят на работу в Харьков.

Коммунаровские школьники учатся в Коминтерновском районе, а вот дошколят в Харьков не берут: говорят, вы сельские жители, вот и поезжайте в Безлюдовку или Васищево.

- Возить ребенка зимой на маршрутке, до которой еще идти 20 минут, не буду, - говорит Марина Шубская. – Поэтому вынуждена сидеть дома. А скоро мы вообще продадим квартиру и уедем отсюда, не дожидаясь, пока нас присоединят к Харькову.

Молодежи в Коммунаре и так мало: только в прошлом году рождаемость немного выровнялась со смертностью: 22 к 29. А раньше умирало вдвое больше, чем рождалось. Но даже те, кто еще живет здесь, скоро могут уехать поближе к работе. Тем более что купить жилье в родном селе почти так же дорого, как и в Харькове. Двухкомнатная – 32 – 34 тыс. у. е.

Комментарий председателя поселкового совета

Сельхозземли уйдут даром

Разговоры о присоединении Коммунара к Харкову ведутся, как оказалось, уже больше десяти лет. Еще когда мэром был Евгений Кушнарев, был подписан протокол намерений с председателями местных органов самоуправления о расширении границ города по окружной дороге.

- Юридически это не так просто, - пояснил председатель Безлюдовского поселкового совета Алесандр Рябоконь. - Наш поселок через это проходил. В 1992 году Коммунар уже отделялся, тогда от Безлюдовки – это было модно. По процедуре должен проводиться местный референдум: если согласно местное население на присоединение, нужно согласие местного совета. Потом – решение районных советов об изменении границ, областной сессии и Верховного Совета.

Переход земель в Харьковской области не нов: в начале 90-х образовались Печенежский и Коломакский районы, население которых (8 тысяч) меньше, чем, к примеру, поселка Безлюдовка. Экономически и социально это было оправдано, говорит Александр Николаевич: добираться коммунаровцам к нам за справками тяжело, да и с транспортом тогда были перебои.

Кстати, кроме непростой процедуры присоединения земель Комунара, нужно будет еще изменить их назначение. 276 гектаров сельскохозяйственных угодий должны поменять статус решением сессии. А вот если бы их не переводили, а покупали, к примеру, те же инвесторы, они бы компенсировали государству такую потерю приличной суммой: по минимальным подсчетам, один гектар угодий – от 80 000 грн, а рыночная стоимость - и того выше. Но в данном случае от присоединения Коммунара к Харькову госбюджет не пополнится ни на копейку.