Анна ПУПЧЕНКО, Татьяна Литвина (10 апреля 2007)
Харьковские ученые сделали из танка трактор

Харьковские ученые сделали из танка трактор

Безопасен для почвы

Еще осенью этот трактор стоял на экспозиционной площадке БТРЗ № 115. Теперь он «трудится» в одной из харьковских строительных компаний. При массе всего 9 тонн и производительностью, в два раза выше, чем у самого мощного в Украине трактора – «Кировец», эта машина вызвала у специалистов настоящий восторг.

- Это же бывшая военная техника! У нее запас прочность – на века, - восхищается один из разработчиков трактора, сотрудник кафедры «Тракторы и автомобили» Харьковского национального технического университета сельского хозяйства Дмитрий Ткаченко. – Сегодня лучшим в Украине считается яднепропетровский комплекс (агрегаты местного производства плюс трактор на базе немецкого Caterpillar Challenger MT865 – Прим. ред.). Он три раза попадал в Книгу рекордов Гиннеса за обрабатываемую за сутки площадь. Наша техника с успехом может заменить немецкую, но будет раз в пять дешевле и с большим сроком службы. А еще ее существенное отличие в том, что она не травмировует почву: за счет широкой гусеницы у нее сравнительно низкое давление на почву. В нынешних тракторах этому, как правило, не уделяют внимания.

Первая же модель оказалась невероятно мощной

Разработкой трактора на базе утилизированной военной техники Дмитрий Ткаченко занялся еще в начале 90-х. Вместе с ведущими конструкторами отечественного сельхозмаша и военспецами он вошел в состав государственной комиссии, которая работала над национальной программой производства технических комплексов и машин для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Уже тогда военным была поставлена задача демилитаризации, и ученые заинтересовались возможностью приспособить военные машины под нужды фермеров.

- После распада СССР в Украине осталось пять бронетанкоремонтных заводов, один из них – в Харькове. Они занимались тем, что резали списанные танки на металллолом. Я попросил на нашем БТРЗ № 115 ходовую часть танка и трансмиссию (гусеницу), - вспоминает Дмитрий Иванович. - Они все равно подлежали утилизации, а мы предложили командиру части попробовать сделать на их базе трактор для села. К делу подключились конструкторы завода, и нам разрешили попробовать.

Испытания проводили в Золочеве – местный председатель колхоза предоставил ученым двигатель ЯМЗ–238. Харьковские конструкторы приняли во внимание неудачный опыт львовских коллег (те в своих разработках оставили броню, к тому же установили на трактор танковый двигатель, из-за чего машина получилась очень тяжелой – 21 тонна). Броню сняли, вместо башни установили готовую кабину с трактора, сделали кое-какие конструкторские доработки.

- Трактористы были довольны. Оказалось, что производительность нашей машины в два раза выше, чем у гусеничных тракторов ХТЗ. При той же скорости она могла тянуть 9-корпусный плуг, тогда как техника ХТЗ – только пятикорпусной. Хотя пробную модель надо было еще дорабатывать – слишком разогревался двигатель при таких нагрузках, - поясняет Ткаченко.

Разработками харьковчан заинтересовались в России

Эксперимент неожиданно прервали. Министерство обороны, узнав об испытаниях под Золочевым, немедля выслало на БТРЗ № 115 проверяющих. Командира части обвинили в воровстве списанного (!) танка.

- Комиссия долго искала, к чему придраться, но все документы были в порядке, - заверяет ученый. - И все равно командира части сняли, конструкторов завода уволили, а мне предложили выкупить списанную ходовую за девять тысяч долларов! Где бы я их взял? Так что нашу первую модель трактора военные порезали на металлолом.

Это было в 1995-м, а спустя девять лет к ученому из сельхозуниверситета неожиданно пришли бывшие конструкторы БТРЗ № 115 Степанов и Ткачук. Они рассказали, что Россия заинтересовалась возможностью делать из танков трактора.

- Нам предлагали для работы всю Кубинку (военный завод под Москвой – Прим. ред.). Видя такую заинтересованность россиян, мы решили еще раз попытать счастья в своем отечестве – все-таки прошло столько лет, и в правительстве были уже новые люди. Я направил письмо Георгию Крючкову (тогдашнему председателю комитета ВР по обороне), где описал нашего «Кентавра» - так мы назвали нашу разработку. Просил выделить на заводе № 115 участок испытания узлов и деталей (после их утилизации) для изготовления тракторов. И у нас получилось! Ребят снова вернули на завод, и нам разрешили продолжить разработки. Правда, военное ведомство поставило жесткое условие: показать готовый образец ко Дню танкиста, а это через 36 дней! Завод работал в три смены, Степанов и Ткачук ночевали там. Но успели!

Техника будет по карману мелкому фермеру

На днях вуз заключил с заводом договор на доработку «Кентавра».

- Нужно поработать над мелкими, но существенными деталями, - говорит директор Харьковского филиала НИИ – полигона мобильной техники Николай Кириенко. Его центр занимается сертификацией практически всей техники, которая попадает на харьковский рынок.

- Нужно подогнать под стандарты размеры машины, ее вместимость, литраж, условия безопасность для машиниста: вибрация, шум, освещение, вход в кабину, - всего примерно 17 параметров, - поясняет Никалай Максимович. – Кроме того, нужно четко понимать, для чего будет использоваться этот трактор: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. А для этого необходимо разработать целый пакет технической документации.

Первую модель ученые и конструкторы делали практически на голом энтузиазме. Но чтобы довести эту разработку до ума, по их рассчетам, нужно около миллиона гривен. Недавно разработчики «Кентавра» снова обратились к руководству страны.

- Созданный нами вариант трактора – большой, для промышленности. Мы же просим Минпромполитики профинансировать разработку и испытания сельскохозяйственного гусеничного трактора. Кроме того, на его базе можно сделать малогабаритную установку специально для мелких фермеров, - говорит Дмитрий Ткаченко. – Купить современные трактора они сегодня не в состоянии. А наш трактор получается гораздо дешевле: основа-то фактически готова.

Кстати

К созданию малогабаритной техники можно подключить студентов, считает Дмитрий Ткаченко.

- В нашем университете вузе уже около 25 лет дейсвует студенческое конструкторское бюро. В качестве дипломного проекта ребята конструируют новые мотоблоки или тракторы. Одна из их разработок в 1987 году на выставке в Индии произвела такое впечатление на профессиональных производителей, что иностранная фирма предложила организовать совместное производство. Но помешал развал СССР.

ТТХ

Модель двигателя – ЯМЗ-238;

Мощность двигателя, кВТ (л. с.) - 176,5 (240);

Габаритные размеры, мм:

Ширина – 2500,

Длина – 5600,

Высота – 3100;

Скорости движения, км/час:

переднего хода - 2,2-21,8,

заднего хода - 2,39-9,37;

Масса трактора (эксплуатационная), т – 9,55;

Удельное давление движителей на почву, кг/кв.см – 0,31.

Фото автора.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт