Харьков украшает самолет, испытанный Коккинаки, и танк-подарок от Ворошилова

Харьков украшает самолет, испытанный Коккинаки, и танк-подарок от Ворошилова

Комментарии: 12
Трофей, отбитый красноармейцами у войск Врангеля, сейчас на реставрации. Фото автору с официального сайта Харьковского горсовета.
Курсантов вдохновляли "балалайкой"
 
В свое время множество высших училищ Первой столицы готовили специалистов для военной авиации. Училища исчезли, а истребители-перехватчики МиГ-21ПФ остались. На ул. Клочковской такой самолет стоит на территории бывшего авиационного училища радиоэлектроники, а на ул. Володарского – перед почившим в Бозе инженерно-авиационным училищем.
- Такие самолеты считались одними из самых красивых и стремительных, - объяснил "Комсомолке" причину установки именно такой техники заместитель начальника университета воздушных сил имени Ивана Кожедуба по летной подготовке полковник Юрий Ситник. – Тем более, если снять с МиГ-21 все лишнее, вес "трубы" и двух крыльев остается всего-то около тонны, потому что сделан из алюминиевого сплава. Их устанавливали, чтобы поднять престиж профессии летчика.
В городе полно красавцев МИГ-21, похожих на народный музыкальный инструмент. Фото автору с официального сайта Харьковского горсовета.
В городе полно красавцев МИГ-21, похожих на народный музыкальный инструмент. Фото автору с официального сайта Харьковского горсовета.
По мнению авиаторов, ни один другой самолет не подходит для увековечения так, как этот. Одни слишком крупные, а другие хоть и с треугольными крыльями, но не такие красивые.
- Думаю, красивее МИГ-21 самолетов не было, - считает Ситник. – Их еще называли "голубь мира". И летали они неплохо, сам поднимал такие в воздух.
В советское время такие самолеты иногда обзывали "балалайкой" за характерный профиль, но в Харькове на это обижаются.
МиГ-21 является самым популярным самолетом-памятником, которые есть даже в Чугуеве и Лозовой.
На территорию ХАИ боевые самолеты завозили по частям <текст_еж>Остальные военные самолеты-памятники стоят на закрытых территориях: авиазавод (музейные экспонаты, рассказывающие о том, что именно предприятие выпускало), аэрокосмический университет. Правда, это не всегда спасает технику от вандалов и хулиганов.
Скажем, в свое время мальчишки из поселка Жуковского умудрились сжечь стоявший возле ХАИ АН-24. С тех пор самолеты стараются ставить повыше над землей, а некоторые (скажем, МиГ-23) даже отдельно оградили. Да и на территорию вуза попадет не каждый.
"Хаишники" рассказали, что раньше у них была своя военная кафедра, поэтому самолеты являлись учебными пособиями. Более того, многие машины полностью функционировали, даже двигатели у них запускались.
Гордость наших конструкторов долгое время была на ходу, разве что не стреляла. Фото автору с официального сайта Харьковского горсовета.
Гордость наших конструкторов долгое время была на ходу, разве что не стреляла. Фото автору с официального сайта Харьковского горсовета.
Сегодня авиатехника (даже вертолет МИ-24) на территории НАУ "ХАИ" осталась лишь, как памятники. Самый известный самолет — разработанный еще в конце 1940-х годов МиГ-17, который стал первым серийным самолетом СССР, превысившим скорость звука. На этом экземпляре, в частности, летал в Москве знаменитый летчик-испытатель Константин Коккинаки.
Другие самолеты ХАИ не настолько заслуженные, но и не совсем банальные. Скажем, стоящий на территории вуза истребитель-бомбардировщик СУ-7б был выпущен одним из первых (по некоторым данным, седьмым). Этой единице еще и повезло, так как в начале 1960-х "семерки" Сухого считались самыми аварийными самолетами ВВС Союза. За первые пять лет эксплуатации 28 машин потеряли в основном из-за конструктивно-производственных недостатков.
- Мы еще в советское время самолеты ставили. Их привозили к нам частями, а потом уже на месте собирали, - вспоминает старожил НАУ "ХАИ" Александр Гребенников. – Ведь садиться у нас могли только небольшие самолеты.
 
Английских близнецов разлучили
 
Самый известный танк Харькова – британский MК.V с площади Конституции. Сейчас, пока площадь ремонтируют, он находится на реставрации. На самом деле тяжелая бронированная машина считается не памятником, а музейным экспонатом.
Харьковский период истории британского танка начался в 1938 году, когда трофейную технику списали и по приказу наркома обороны СССР Клима Ворошилова передали в наш город. Правда, изначально таких танка было два -  близнецы с пулеметным вооружением (так называемые "самки", у "самцов" была пушка).
Техника, превратившаяся в памятники, в свое время палила по людям. Фото автору с официального сайта Харьковского горсовета.
Техника, превратившаяся в памятники, в свое время палила по людям. Фото автору с официального сайта Харьковского горсовета.
Второй MК.V, который первоначально стоял рядом с Университетской горкой, во время Великой Отечественной войны разбили немцы, и машину пришлось сдать в металлолом.
Где воевал сохранившийся экземпляр, доподлинно неизвестно. По одной из версий, этот танк именовался "За Русь Святую" и воевал за Врангеля в Крыму. А в одном из боев машину захватили красноармейцы.
- Раньше в Советском Союзе танков не выпускали, и, пока в Харькове на заводе Малышева не занялись танками БТ ("Быстроходный Танк" - Ред.), на вооружении Красной Армии состояла давно устаревшая трофейная техника времен Гражданской войны, - поведал военный историк Валерий Вохмянин.
 
Т-34 на постамент заехал своим ходом
 
Лет 30 назад у британского MК.V появился новый сосед — харьковский Т-34, который считается лучшим танком Второй мировой войны.
- "Тридцатьчетверку" привезли на прицепе, и она самостоятельно съехала оттуда, - делится информацией знаток техники Дмитрий Шувалов. - До определенного момента, пока танк не выпотрошили дети, он был на ходу. Знакомые рассказывали, что на первых порах там даже люки открывались, все действовало, кроме пушки (ее предварительно вывели из строя).
Еще один Т-34 установлен у входа в бывшее танковое училище.
- Там раньше располагалась танковая бригада, и эта машна в свое время принимала непосредственное участие в освобождении Украины, - поведал руководитель регионального медиацентра Минобороны Дмитрий Горбунов. –Правда, Харьков защищали другие танки. Остальная техника на территории (Т-54, Т-72, Т-64 – Ред.) – учебная, для курсантов.
 
Пушки у Исторического музея готовы к бою
 
Не обделен Харьков и артиллерией. Рекордное сосредоточение представителей Бога войны – возле Исторического музея. В абсолютно сухопутный город попали и две старинные корабельные пушки, которые когда-то стояли перед входом в здание Дворянского собрания, и три орудия, из которых в свое время наверняка стреляли по живым мишеням.
- Пушки появились в то же время, что и "тридцатьчетверка", - говорит Вохмянин. - Все они были получены с баз хранения на случай войны. Пушки исправны, и в Историческом музее на каждую из них есть документы. Думаю, перед попаданием в мобилизационный запас некоторые из них участвовали в боевых действиях. Ведь есть пушки выпуска 1942, 1944 года...
Такая же ситуация и с двумя 57-миллиметровыми пушками ЗИС-2, установленными за памятником Воину-освободителю на ул. 23 Августа. Сами пушки изготовлены в 1944 и 1945 годах, а "Павлушу" (народное название "Солдата") открыли только 20 лет назад.
Сейчас вся артиллерия больше интересна детворе, которой всегда много и на дуле, и на лафете боевых орудий.
 
Кстати
 
Тризубами зарисовали звезды
 
После обретения Украиной в 1991 году Независимости харьковские памятники военной технике стали массово приписывать к украинской армии. Происходило все просто: закрасили звезду – нанесли тризуб. Поскольку не все перекрашивали серебрянкой, доходило до смешного. Говорят, у "хаишников" на МиГе облупилась краска с тризубом, и звезда четко проступила из-под Государственного герба Украины. Нечто подобное сейчас происходит и с МиГом на Клочковской.
 
фото 2 
фото 3 
фото 4 
загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт