Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«Пойду на гонки снова. Опасность – это дело случая»

«Пойду на гонки снова. Опасность – это дело случая»

В деле стритрейсера, сбившего 18 мая под Харьковом девятерых человек, поставили точку. На первом же суде признался, что выпил пять бутылок пива. Ночью 18 мая на закрытой трассе «Коротич-Водяное» под Харьковом, которую местные называют «бетонкой», проходили незаконные автогонки. Об очередной встрече стрит-рейсеров так бы никто и не заговорил, если бы не масштабное ДТП. 24-летний харьковчанин Александр Мастега на своем «Жигуле» на большой скорости врезался в толпу зрителей. Один из них, 18-летний парень, умер на месте, восемь молодых людей с тяжелыми травмами попали в больницу. Горе-гонщик с места преступления скрылся, но утром сам пришел с повинной в милицию. В последствии Александр отказался от адвоката – решил защищиться самостоятельно и на первом же судебном слушании признался, что перед тем, как врезаться в толпу, выпил пять бутылок пива. За раскаянье даже прокурор попросил для подсудимого две трети срока.

Уже на третьем заседании суда горе-гонщика приговорили к пяти годам лишения свободы и запретили три года садиться за руль. Также он должен возместить пострадавшим моральный и материальный ущерб на сумму свыше 100 тысяч гривен. Резонансное дело заставило правоохранителей признать: стритрейсинг в Харькове есть, и открещиваться от ночных гонок так же нелепо, как от наличия секса в СССР.

Долго думали, идти ли на гонки 

Одноклассники Олег Прокопчук, Олег Сыса и Николай Петрусь 18 мая на «бетонке» оказались не случайно.

- Мы бывали там частенько - любили посмотреть на это зрелище, - рассказал «Комсомолке» пострадавший 18 мая 21-летний Николай Петрусь.

Молодой человек признался, что постоянным зрителем на ночных гонках стал еще четыре года назад. Тогда стрит-рейсеры гоняли у крупного супермаркета в районе Харьковского аэропорта. На очередные гонки одноклассники шли, как ни в чем не бывало: говорят, никаких тревожных предчувствий, снов или чего-от подобного ни у кого не было. Разве что, ребята долго решали: отправляться на очередное «шоу» или нет. Но Олег Прокопчук, который в итоге ДТП получил самые тяжелые травмы, настоял: ехать надо.

- На трассу мы приехали уже поздно, в 11 ночи. Полчаса посмотрели... потом помню только больницу, - признается Николай. - Что случилось, так до сих пор и не вспомнил. И не жалею об этом.

«Теперь буду осторожнее – буду стоять дальше от трассы» 

Олег Сыса серьезно занимался рукопашным боем, три года назад стал чемпионом Украины. После ДТП на «бетонке» спортивная карьера Олега закончилась - у парня перелом голени, который до сих пор никак не срастется.

- Мы стояли, собирались уже уходить, - вспоминает Олег. - Увидели, что движется машина, но не придали этому значения. Даже не подумали, что она на нас наедет... Потом я четыре месяца проходил в спицах, наложили гипс. Но на днях врачи сказали, что кость не так срослась. Значит, будет еще одна операция.

Родители знали, что он ходил смотреть на гонки, признается Олег.

- Правда, они не знали, где именно эти соревнования бывают. А я снова туда пойду, опасность - это дело случая. Только теперь буду осторожней, буду подальше стоять от трассы.

«Интервью не даю» 

Виновник ДТП Александр Мастега - не из «мажоров». Парень пять лет живет отдельно от отца (мать стрит-рейсера погибла, когда тому было 15 лет). На жизнь себе он зарабатывал сам: купил машину в рассрочку и таксовал по ночам. В тот роковой вечер он впервые решил поучаствовать в гонках. Свидетели вспоминают, что водитель не смог выиграть заезд. А после того, как гонки закончились, разогнался - и направил машину в толпу. Практически все, кто пострадал 18 мая на «бетонке», стали инвалидами.

На протяжении всего последнего судебного заседания виновник ДТП стоял, низко наклонив голову, и старательно отворачивался от объективов фото- и телекамер. Как Александр будет выплачивать компенсацию пострадавшим, он рассказать отказался, ограничившись коротким «Интервью не даю».

С приговором не согласны, но апелляцию подавать не будут

Как оказалось, через какое-то время после того, как их выписали из больницы, одноклассники вновь отправились на место ДТП.

- Там уже появился памятник парню, который тогда погиб. Это немного пугало... А так - обычное место, - рассказывает Николай Петрусь. - К виновнику трагедии я отношусь нейтрально, только задевает, что он даже прощения на суде не попросил. Если бы хоть слово сказал, может, от сердца бы как-то отлегло.

На третье слушание по делу, на котором огласили приговор водителю, никто из пострадавших не пришел.

- Да смысла не было, решение суда было предсказуемым. Мы предполагали, что ему дадут всего пять лет, - объясняет мать Николая Татьяна Петрусь.

Кроме того, суд даже не рассылал повесток, утверждает женщина. О прошлом слушании она узнала от своего защитника.

Родители пострадавших с приговором суда не согласны, считают его слишком мягким.

- Если бы мы не наняли адвоката, ему бы вообще дали бы 2,5 года условно, -  убеждена мама пострадавшего в ДТП.

Однако женщина говорит, что апелляцию подавать не будет:

- Зачем? Наши иски удовлетворены.

Скорость под запретом 

Хотя вскоре после инцидента на «бетонке» заместитель начальника УГАИ в Харьковской области Александр Азацкий не только признал, что в городе по ночам проходят незаконные гонки, но даже порекомендовал руководству Харькова и области выделить для стритрейсеров закрытую дорогу, воз и ныне там. Ни городские, ни областные трассу для легальных гонок не выделили, сообщили в пресс-службе областного ГАИ.

- До тех пор, пока не начали действовать ужесточенные нормы для водителей, ГАИ старается помешать незаконным гонкам своими силами. Штрафовать стритрейсеров мы пока не можем, поэтому просто приезжаем туда, где проводят гонки. Люди постоят, посмотрят и расходятся, - рассказали в Госавтоинспекции.

Сами сритрейсеры тоже не раз официально обращались к властям с предложением выделить им трассу.

- В местах, где можно проводить соревнования (аэропорт или закрытые трассы) их организовать сложно. Выходит, что проводить легально соревнования в Харьковской области негде, - сокрушается президент областной организации «Стритрейсинг» Константин Мычак.

Позиция чиновников муниципалитета однозначная: они против легализации гонок и считают, что трасса только увеличит количество жертв.

- Я никогда не порекомендую мэру открыть для них трассу. Это сверхопасный вид соревнований, - аргументирует директор департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгений Водовозов. - У нас с Азацким в этом вопросе мнения не совпадают. Гонщиков наказывать надо, а не поощрять. И потом, все знают, где они гоняют, пускай ГАИ лучше следит за ними!