Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Возможен ли Армагедон в Балаклее?

Возможен ли Армагедон в Балаклее?
Фото: За этими воротами - военная часть, где хранится побольше снарядов, чем было на злосчастных складах в Лозовой.

В райсовете утверждают: в случае пожара на военном арсенале ракеты оттуда могут долететь до Харькова. «Снаряды хранят под открытым небом». Самый большой склад боеприпасов в нашей области и один из самых больших в Украине находится не в Лозовой, прогремевшей (в прямом и переносном смысле этого слова) в конце лета на всю страну. Больше всего снарядов сосредоточено гораздо ближе к Харькову - в Балаклее. Местные власти не раз пытались привлечь внимание Киева к проблемам хранения этого оружия, но пока тщетно.

- Задолго до трагических событий в Лозовой, начиная с 2004 года, мы ставили вопросы перед Президентом и правительством вопрос о недопустимости хранения в ненадлежащих условиях боеприпасов в балаклейском арсенале, - рассказал «КП» председатель районного совета Иван Столбовой. - Наши обращения передавали в Министерство обороны, а оттуда регулярно сообщали, что у депутатов, мол, нет оснований для беспокойства. Но я сам не раз бывал на складах и своими глазами видел, что все далеко не так, как хочется военным чиновникам. Боеприпасов там на 20 процентов больше, чем дозволено нормативами, и часть из них хранится под открытым небом. Деревянные ящики со смертоносной начинкой как ни в чем не бывало стоят прямо на улице, накрытые листами шифера.

Между тем в части до сих пор нет пожарной сигнализации, а ее территория по периметру не обкошена и не опахана. А это значит - любое неосторожное обращение с огнем, даже за пределами арсенала, может привести к страшным последствиям. В этом году в Изюмском районе свирепствовали пожары. Жара стояла такая, что в любой момент лес мог загореться где угодно, а военные чиновники ни копейки не выделили на покос и вывоз травы в районе, прилегающем к складам с боеприпасами. Мы тогда забеспокоились еще сильнее. В результате пришлось просить предприятия района оказать помощь воинской части в покосе травы, распахивании земли и вывозе сухих веток, так как в районном бюджете денег на это не предусмотрено. На городскую свалку летом веток вывезено больше двух тысяч кубометров. Вся помощь оказана безвозмездно. Мы поднимаем вопрос и установке в части системы видеонаблюдения. Если количество боеприпасов превышает необходимое, Министерство обороны должно выделить хоть какие-то деньги на их вывоз или утилизацию, но средств военное ведомство не выделяет.

«Снаряды хранят под открытым небом»

Раньше на территории Балаклейского арсенала находился цех по уничтожению оружия, где работало свыше трехсот человек, но в 2005 году он перестал работать. Тогда Министерства обороны и промполитики определили предприятия, на которых эти снаряды должны утилизировать, но денег на это государство опять-таки не выделяет, рассказывают в райсовете. По подсчетам специалистов, чтобы полностью разобрать опасный арсенал, нужно как минимум 70 лет.

­- Новейшая история Украины не раз доказывала, что опасность ненадлежащего хранения оружия осознается только тогда, когда случается трагедия, - констатирует Иван Столбовой. - Но ведь бюджету страны будет гораздо дешевле выделить тысячи гривен на предотвращение ЧП, чем десятки миллионов на ликвидацию его последствий!

Сейчас живущими на пороховой бочке чувствуют себя не только 30 тысяч жителей Балаклеи, вряд ли спокойно спят ночами жители близлежащих сел Вербовка и Яковенково.

«Военные склады вдруг взорваться не могут»

В ста метрах от арсенала находится военный городок, получающий сейчас статус городского микрорайона, напротив - железнодорожная станция. По соседству, что особенно пугает, расположена и общеобразовательная школа.

- У меня такое впечатление, что во время всех предыдущих ЧП командование частей стояло на третьих этажах, смотрело на огонь и гадало: загорится оружие или не загорится? - говорит отставник, житель балаклейского военного городка Юрий Моисеенко. - Если к  хранению снарядов относиться добросовестно и следовать всем наставлениям, риск катаклизмов сведется к минимуму. На мой взгляд, высока вероятность того, что события в Лозовой были спланированной диверсией. Когда я служил в Афганистане, мне приходилось взрывать  боеприпасы, чтобы они не достались врагу. И поэтому знаю, что вдруг резко вся воинская часть взорваться не может. Очень боюсь, что события, подобные лозовским, могут произойти и в Балаклее.

Все будет хорошо?

В этом году из запланированных госбюджетом для Балаклейского арсенала пяти с лишним миллионов гривен выделено пока только чуть больше двух, рассказывают в райсовете. Когда поступят остальные деньги, неизвестно.

В самой воинской части по традиции с паническими настроениями гражданских лиц не соглашаются. Говорят, деньги будут – в следующем году даже в несколько раз больше, чем в этом. Да и монтаж пожарной сигнализации уже начался.

‑ У нас с местной властью полное взаимопонимание, - уверял корреспондента «КП» один из офицеров (впрочем, не пожелавший представиться).