Наталья АМИРХАНЯН. (18 ноября 2008)
Харьковского мастера витражей стекло не режет

Харьковского мастера витражей стекло не режет

- Не могу сказать, что я знаю о стекле все, но отчасти я его почувствовал, - скромничает Николай Тадеушевич.

Как делают «прозрачные картины», рассказал «гуру» этого вида искусства, преподаватель Худпрома Николай РАДОМСКИЙ. Завтра в стране отметят День стекольной промышленности. Наш город – своего рода оплот стекольного мастерства. Над эксклюзивными изделиями из хрупкого материала здесь трудятся не только художники, но и ученые-физики.

Ломает стекло, как шоколад в руке 

Николай Радомский преподает технику витража в Академии дизайна и искусств. Ученики говорят о нем словами песни: «Он ломает стекло, как шоколад в руке». В лаборатории студенты постигают азы витражных работ. Правда, быть со стеклом на «ты»  мало кому удается. Если не преодолеть страх перед травмами и болью, ничего не получится, уверен преподаватель.

- Не могу сказать, что знаю о стекле все, но отчасти я его почувствовал... Знаю настолько, чтобы не бояться его. Раньше, берясь за выполнение витража, я был весь изрезанный, перевязанный... Сейчас руки уже сами чувствуют: на крошки опираешься и не режешься, - признается мастер. - Как-то летом пробил пятку в мастерской, вытащил стекло, дошел спокойно домой. Потом оказалось, что кусочек все-таки застрял в ноге. Пришлось доставать в больнице. У студентов психологический барьер очень сильный. Пока его не переступишь, ничего не получится. Ко мне приходит студентка и говорит: «Мне снится сон, что на меня падает и разбивается стекло. Ничего не могу, у меня уже психоз на этой почве»... Это естественно. У всякого нормального человека страх порезаться присутствует.

Первый свой витраж Николай Тадеушевич создал в студенческой лаборатории. А первая большая работа – 200 квадратных метров витражей – была сделана вместе со старшими коллегами по Худпрому. Лестничную клетку в ХИИКСе художники украсили витражами с изображением гербов Харькова в обрамлении архитектурных образов. После завершения работы Радомскому предложили возглавить лабораторию витража в академии.

- На тот момент в стране под названием Советский Союз были большие проблемы с инструментами. А у меня была дрель, насадка, лобзик, который позволял быстро распилить рейку и закрепить витраж, - вспоминает Николай Тадеушевич. - Поначалу работали вместе с другими мастерами, делали витражи в гостинице «Националь», на заводе «Поршень», потом были частные заказы, особняки, квартиры.

Пиво + таранка=витраж

Две любимые техники Радомского связаны со стеклом: прозрачные стекла – витражи и непрозрачные – мозаики. Кстати, на счету харьковчан – мозаичные образа в кафедральном соборе Донецка, наши художники выиграли этот подряд у большого числа конкурентов. Николай Радомский создал в Донецке иконы княгини Ольги и князя Владимира.

Материалов для создания стеклянных красот сейчас видимо-невидимо. Материально-техническая база даже опережает возможности и желания художников. По наблюдениям мастера, многие хотели бы заниматься витражами профессионально, но мало кому это доступно. Нужно потратиться на стекло, свинец, инструменты, вытяжки, печи. А самое главное – необходимо помещение для мастерской.

- Доступ к материалам и технологиям расширил рамки выполнения витража. Сейчас мы имеем доступ к стеклу Брянского завода, у них достаточно большая палитра цвета, - говорит Николай. - Много американских стекол, есть разные оттенки и фактуры. Раньше мы  пользовались стеклорезом, а сейчас есть инструменты, которые позволяют выпиливать сложные зигзаги, изгибы. Вручную так не получится, детали просто будут ломаться. А цена работы зависит от технологии сборки, материалов, размера. Только один квадратный метр американского стекла стоит от 60 до 300 долларов.

Правда, резать стекло на специальном станке – привилегия мастера. Для начала нужно такой станок заработать. Поэтому студенты орудуют резаками вручную. Все начинается с мыслительного процесса: придумывается образ, затем создается черно-белый эскиз. Потом он расскрашивается в разные варианты сочетаний цвета.

- Взяли черно-белую рыбку, покрасили в 9 разных расцветок: теплые, холодные, серые, монохромные... Один из вариантов оказывается тем, что надо. Вот такой метод поиска. Когда готов эскиз, выполняется работа в картоне в натуральную величину. Потом снимается калька с него, а по ней уже начинаем резать стекло. Калька – это подкладка под будущий витраж. Она показывает, как резать, не отступая от границ. Сам витраж собирается и паяется на кальке, - делится секретами мастерства художник.

Как правило, Николай Тадеушевич направляет ход мыслей своих учеников. Сейчас в старом корпусе академии висит выставка студенческих работ, выполненных в лаборатории витража. Полет фантазии впечатляет: от христианских образов и разного рода абстракций до пива и воблы.

- Я предложил своему студенту сделать из стекла рыбу. Таранка за собой «потянула» пиво. Распилили бутылки и получили такую вот забавную картину.

Физики и стеклодувы 

Стекло в нашем городе изучают не только художники. Физикам оно не менее интересно. В советские годы в Харьковском физико-техническом университете существовала стеклодувная мастерская. В конце 20-х годов вместе с группой физиков-экспериментаторов в Харьков прибыл мастер Егор Петушков. Сейчас в ХФТИ о нем рассказывают как о человеке-легенде.

- Стеклодувные работы были не очень трудоемкими, но требовали высокого искусства. Когда в Харьков приехали экспериментаторы Синельников, Вальтер, они с собой прихватили Петушкова. Это был стеклодув высочайшего класса. Не было такого случая, чтобы Егор Петушков не смог выполнить какой-либо заказ. У него был девиз: то, что можно нарисовать на бумаге, можно сделать из стекла, - рассказал «Комсомолке» директор института физики твердого тела академик Владимир Ажажа. - Я заказывал Петушкову измерительные лампы, разные сосуды. Бывало, придешь к нему, он побурчит-побурчит и сделает. Для проведения экспериментов в этих сосудах нужен был вакуум, поэтому требовалось очень тщательное исполнение.

Академик Ажажа сожалеет о том, что в конце 70-х годов стеклодувная мастерская в ХФТИ закрылась.

- Для каждого экспериментатора было делом чести обладать стеклодувным мастерством, - говорит академик. - Студенты-физики Харьковского университета проходили практику в стеклодувной. Считаю упущением, что такие мастера ушли из науки...

Сейчас в харьковском физтехе все чаще используют для экспериментов металл. Это не такой чистый материал, но по сравнению со стеклом более надежный.

В советские годы техника витража, некогда служившая украшением храмов, готических дворцов и богатых домов перекочевала в самые неожиданные места. Витражи стали частью пропаганды советского образа жизни. Метро, гостиницы, поликлиники, вузы и даже административные корпуса шахт удостоились картин из цветного стекла. В Харькове до революции было немало витражей, но смену политических режимов и войну пережили единицы. Витражный иконостас фирмы «Мюнхен» находится сейчас в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Молодежном парке.


К верхней. Какая же таранка без пива?


Картинку делают в нескольких цветовых гаммах, прежде чем «переносить» в стекло.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт