Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«У меня есть надежда хотя бы год пожить на свободе»

«У меня есть надежда хотя бы год пожить на свободе»

Камера. Коридор. Выкрашенное в белый цвет помещение для прогулок 10 на 10 метров. Небо в клеточку. Общение раз в полгода с родными через стекло. И так всю оставшуюся жизнь. В Темновской колонии в поселке Васищево под Харьковом коротают свой век 72 человека, осужденных на пожизненное заключение. У каждого есть одна несбыточная мечта – выйти на свободу.

«Злые люди ведут себя спокойно»

В секторе для пожизненников – гнетущая, очень мрачная атмосфера. Здесь трудно всем – не только преступникам, заслужившим такую кару, но и персоналу. Большая концентрация злодеев чувствуется кожей. Поэтому для службы в секторе подбирают людей с опытом работы в системе исполнения наказаний не менее пяти лет. Выслуга - год за полтора, но психологи не рекомендуют работать в секторе больше двух лет.

По градации режимов уровень безопасности здесь максимальный. Из камер мужчин выводят с руками, сомкнутыми за спиной и скованными наручниками. Надевают их через окошко в железной двери. Все передвижения - только в присутствии кинолога с собакой.

По словам тюремщиков, между собой зэки не конфликтуют. Содержат их по два - четыре человека в камере. Сажать преступников в карцер приходится очень редко.

Злые люди ведут себя спокойно, - говорит замначальника колонии.

33 года за решеткой

Анатолий Петрович уже 11 с половиной лет отбывает наказание за тройное убийство. Это его последний, пожизненный срок. Из своих 56 -ти 33 года он провел в неволе.

- В молодости я работал слесарем на ХТЗ. Но, в принципе, как таковой профессии у меня нет, я всю жизнь сижу в тюрьме, - рассказывает о себе заключенный. - Так получилось. что на свободе почти не был. В первый раз попал в колонию по малолетке, отсидел, вышел на свободу. Немного побыл на свободе, опять сел. Друзья, товарищи, какая-то романтика была... Вышел, немного погулял, опять сел. У меня были отсидки 3, 5, 14 лет.

Воспользоваться правом на свидание с родными Анатолий Петрович не может. В прошлом году умерла его старенькая мама. Посылки тоже никто не шлет, хотя в Харькове живет его взрослая дочь. Анатолий Петрович на нее не в обиде.

- После первого срока мне счастье улыбнулось: я женился, дочь родилась. Но я долгое время не поддерживал с ними отношений, я дочь не воспитывал, поэтому неудобно сейчас написать ей письмо, - признается пожилой человек.

То, что расстрел заменили пожизненным заключением, обитатель тюрем с солидным стажем воспринял с большой радостью. Хотя некоторые его товарищи по несчастью любят говорить: «Лучше бы меня казнили». Это всего лишь слова, уверен Анатолий Петрович. Он помнит конец 90-х годов - с какой надеждой приговоренные к расстрелу ждали моратория на казнь.

Работают все

Передвижения пожизненников в пространстве ограничены камерой и часовыми прогулками на свежем воздухе в маленьком помещении под надзором тюремщика с собакой. Питание в колонии трехразовое, вполне сносное, говорят и работники, и сами заключенные.

- Кормят тут хорошо, - авторитетно заявляет Анатолий Петрович. - Я был во многих зонах, знаю, что говорю. Тут дают кашу с мясом, борщ, уху. Хлеб из местной пекарни даже лучше, чем на свободе...

На праздники – угощение: булочки, ватрушки, конфеты. На Пасху - куличи и крашенки.

Есть возможность зарабатывать и тратить деньги в тюремном ларьке. Главные товары: чай, кофе, сигареты. Курят все до одного, причем дымить разрешено прямо в камере.

В камерах стоят швейные машинки. Шитье в основном несложное – хозяйственные сумки и рукавицы.

- Работают практически все, за исключением пары пенсионеров. Надо же им чем-то себя занять. А работа здорово отвлекает от глупых мыслей. Лучше что-то делать, чем целый день рассматривать стены в камере и сокамерника. А в свободное время у них есть возможность смотреть телевизор, читать книги, газеты, - говорит замначальника Темновской колонии Игорь Радченко.

Политически небезразличные

Многие берут книги в местной библиотеке, некоторые почитывают газеты, кое-кто даже выписывает периодику.

Анатолию Ивановичу нравится смотреть сериалы и новости. А еще он - футбольный болельщик. Если играет «Металлист», болеет за харьковский клуб,     также неравнодушен к киевскому «Динамо». Через день мужчина смотрит информационные передачи, чередует «Интер» и «1+1». К политической жизни проявляет живой интерес. Из политиков симпатизирует премьер-министру  Тимошенко.

- Я посмотрел в новостях драку, которую устроили в Раде... Что они там творят! Это не годится. Такой кризис в стране, надо объединяться, а они взяли Яценюка сняли, - сокрушается осужденный.

- А чем вам нравится премьер-министр? - спрашиваю

- Она трудится. Помогала людям после наводнения, выдала вклады Советского Союза. Ну, она крутится...

- Вы о чем-нибудь мечтаете?

- У каждого здесь одна мечта – если посчастливится, еще раз выйти на свободу. Она дает энергию и желание жить. У меня есть надежда хотя бы год пожить на свободе. Я бы никогда уже не вернулся в тюрьму...

72 осужденных - 156 жизней

Теоретическая возможность выйти на свободу у украинских пожизненников есть. Для начала каждому надо отсидеть 20 лет, только после этого дается право написать прошение о помиловании Президенту Украины. Правда, вести себя все 20 лет зэку нужно тише воды ниже травы. А помилование – это еще плюс 15 лет строгого режима до освобождения. Пока такого опыта нет, мораторий на казнь ввели в конце 1999 года.

Сейчас в Темновке сидят 72 пожизненника, один умер от инсульта летом. На совести этих семидесяти двух - 156 убийств...

31-летнему Руслану помилование не светит никогда. В Полтавской области, откуда он родом, мужчина лишил жизни 29 человек, не жалел даже детей.

В областном управлении Департамента по вопросам исполнения наказаний говорят, что пожизненники – большая проблема Украины. Их с каждым годом становится все больше, специальные колонии для их содержания просто не успевают строить. Сейчас в стране 1564 таких человека, часть из них сидит в следственных изоляторах. Кстати, с женщинами, получившими пожизненный срок, особых проблем нет. Их в Украине всего 15, обитают эти дамы в Качановской женской колонии № 54 в Харькове. Условия тюремной жизни, созданные для них, по сравнению с теми, в которых коротают свои дни мужчины-убийцы, похожи на санаторий.

В церковь ходить нельзя - священник посещает камеры

Во всех колониях обитателям дают возможност получить среднее образование. Пожизненники – не исключение. Восемь обитателей Темновки дистанционно обучаются по школьной программе: получают задания и сдают экзамены – все, как положено.

На территории колонии есть храм, где регулярно проводит службы священник из Васищево отец Ростислав. Возможности посещения церкви у серийных убийц нет. Тем не менее батюшка наведывается к ним дважды в неделю. В душеспасительных беседах с преступниками проводит долгие часы.