Юлия ЗИНЧЕНКО. (28 ноября 2008)
В Харькове появился дельтаплан для влюбленных

В Харькове появился дельтаплан для влюбленных

Полеты без мотора и штурвала - настоящее искусство.

В дельтаклубе ХАИ «Икар» можно не только заняться спортом, но и назначить свидание в воздухе. Недавно здесь появился двухместный дельтаплан. Небо не терпит тех, кто летает ради забавы. Дельтаклуб ХАИ «Икар» - единственный из пяти харьковских дельтаклубов, который «дожил» до нашего времени, а существует он с 1976 года. Остальные не выдержали трудных времен и развалились. Ежегодно в «Икар» приходит около 40 новобранцев, но остаются немногие – только те, кто действительно неравнодушен к небу.

Алексей Тиховский работает инструктором клуба на протяжении многих лет. Через его руки прошли десятки пилотов, которые сейчас учат летать других, выступают на чемпионатах Украины и других соревнованиях. По словам Тиховского, в этом спорте привлекает, с одной стороны, возможность летать, а с другой - независимость дельтапланериста от многих ограничивающих и сдерживающих факторов.

- У нас не задерживаются те, кто приходит просто повеселиться, «проветриться». Народ быстро понимает, что тут не «катаются», тут нужно заниматься, тренироваться, а еще и строить дельтапланы. А это дело непростое, - говорит Алексей.

Для Алексея Воронькова, одного из лучших пилотов дельтаклуба, полеты - в первую очередь спорт.

- Я с детства хотел летать. Самолеты - дорого, парапланы – медленно. Сразу хочу сказать, что мы летаем не ради экстрима. Небо не терпит тех, кто поднимается в воздух развлечься, - говорит Алексей.

Что касается необходимой дельтапланеристу физической подготовки, достаточно просто иметь нормальное здоровье. Довольно трудно бывает людям крупной комплекции, но из ситуации пытаются выйти, подобрав пилоту оптимальный по габаритам дельтаплан.

- Лишь бы человек имел нормальную реакцию, не был заторможенным, мог себя правильно вести в воздухе, - подчеркивает Тиховский.

10 - 12 летных дней дают возможность новичку-дельтапланеристу уверенно стартовать, лететь, садиться.

С мотором и дурак сможет

Летают икаровцы каждые выходные. Конечно, если погода подходящая. Дельтаплан, весящий 28 - 35 кг, привозят обычно на автомобиле, хотя можно и на автобусе, и собирают уже на месте. Подняться в воздух на дельтаплане можно двумя способами: либо с помощью буксировки, либо с возвышенности. Учебные полеты клуба в основном проходят на дельтадроме в Черкасской Лозовой, который пилоты называют между собой «Дальние бугры». Еще есть «Ближние бугры» - возле автогоночной трассы недалеко от окружной дороги. Хвалят также летные склоны в районе села Цуповка над речкой Лопань.

- Кроме того, по всей Харьковской области мы отыскали дороги длиной два и больше километра, на которых мы буксируем дельтапланы. Это дороги в районе села Довжик Золочевского района, села Кутузовка, возле трассы на Старый Салтов.

Возможности у дельтапланов большие: можно преодолеть десятки километров, а иногда и сотни. Например, от села Довжик молодые пилоты добирались до Ольшан и Люботина, а из Кутузовки летали за Старый Салтов. С высотой тоже все в порядке. Средняя - полторы тысячи метров, но иногда удается приблизиться к трем. Доступны дельтапланеристам и фигуры высшего пилотажа, в том числе мертвая петля.

- Мы иногда говорим: с мотором и дурак летать может, а без мотора… - объясняет Алексей Тиховский.

«Там воздух чище»

По словам профи, самое главное в полете - иметь представление о том, где будешь приземляться. Это должно быть ровное место. Лучше избегать лесных массивов, крупных населенных пунктов, обширных водоемов, потому что при посадке в лесу пострадать может не только дельтаплан, но и пилот. Кроме того, при парящем полете, особенно при обработке восходящего потока, нужно всегда смотреть по сторонам на 360 градусов, чтобы не столкнуться с другим пилотом.

Рекорд Алексея Воронькова – высота 2800 метров.

- Чем выше, тем лучше: и тебе виден мир, и ты понимаешь, что все земное ничтожно. Чем еще хорош полет – в нем никогда не возникает плохих мыслей, - считает Алексей.

- Мне просто всегда интересно летать, я, в общем-то, не очень эмоционален, - говорит инструктор Алексей Тиховский. - Просто нравится набирать высоту, преодолевать расстояния, дышать этим воздухом. Там воздух чище, но там об этом не думаешь.

Есть в дельтаклубе и девушки. Одна из них, Таня Тарасевич, - выпускница педагогического университета, раньше занималась в областном дельтапланерном клубе, а когда он распался, перешла в «Икар».

- Страх, конечно, есть. Но очень многое зависит от погоды: когда погодка не очень - и дельтаплан неуверенно летит, и сам ты нервничаешь. А вообще мне очень нравится, это ни с чем не сравнимо.

Дельтаплан для влюбленных

Для того чтобы построить дельтаплан, нужно немного - слесарное умение и знание чертежей. Теоретически выпускник механических специальностей ХАИ сможет его построить. Но при наличии ресурсов летательный аппарат можно и купить. Интересно, что производство дельтапланов – чуть ли не единственная отрасль, в которой Украина «впереди планеты всей». Делает их киевская фирма, основатели которой - выпускники ХАИ и бывшие пилоты дельтаклуба «Икар». Стоят учебные дельтапланы порядка 2 тысяч евро, спортивные тренировочного класса - от 2,5 и аппараты для «завоевания превосходства в воздухе» - около 4 тысяч евро.

Дельтапланы же, сделанные студентами ХАИ, обходятся гораздо дешевле – ребятам помогает институт, который покупает ткани и трубы.

А недавно в дельтаклубе появилась уникальная возможность подниматься в воздух вдвоем. Еще в 1998 году той же киевской фирмой был построен первый двухместный дельтаплан – тандем. Увы, тогда он был признан слишком маленьким. Площадь обычных дельтапланов 14 - 16 кв. м, а у этого, рассчитанного на двоих, - 19 кв. м, и в процессе его испытаний стало понятно, что на нем хорошо летать или одному, но очень крупному пилоту, или двум, но легким.

Впоследствии тандемы стали делать гораздо больше, а первый пробный экземпляр подарили харьковскому «Икару».

- Мы его довели до ума, несколько переработали, изменили профилировку, улучшили управляемость, устойчивость, - рассказывает Алексей Тиховский. - В течение  прошедшего года летали по одному, но с большим грузом в виде автомобильного колеса, которое перед посадкой сбрасывали, а в прошедшее воскресенье облетали тандем уже вдвоем. Мы оборудовали этот аппарат шасси, посадка на которое дает возможность увеличить вес пилотов. Минимальное маневрирование показало положительный результат. Теперь нас интересуют буксировка, маневренность и управляемость в парном варианте.

Первые впечатления от полетов уже есть. Татьяна Тарасевич опробовала тандем, но пока что сама.

- Очень понравилось. Хочу со своим парнем попробовать, будут вдвойне приятные ощущения и впечатления.

Харьков - чемпион 

Очаги дельтапланеризма есть во многих городах Украины Киеве, Феодосии, Одессе, Донецке, Днепропетровске, но харьковский «Икар» стабильно держит вторые места после Киева в конкурсах и чемпионатах. Это судьба вузовского клуба – ковать кадры для других. Учлеты становятся пилотами и уезжают в другие города.

загрузка...
загрузка...

Политика

Австрийцы выбирают президента
Австрийцы выбирают президента 137

Лидером страны может стать кандидат от правопопулистской Австрийской партии свободы Норберт Гофер или представитель "зеленых" Александер Ван дер Беллен.

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт