Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Гуляем по неизвестному Харькову

Гуляем по неизвестному Харькову

На нецентральных улочках нашего можно увидеть уникальные постройки и раритетные мозаичные полотна. Чтобы увидеть такое многие харьковчане едут в столицу, либо за границу. Уникальных зданий с драматической историей в Харькове не перечесть, среди них - личная резиденция бельгийского фабриканта Шапары и дом помещика Бойко.

Бельгийский замок

Дом по заказу бельгийского подданного, который владел заводом по производству металлических пробивных изделий на улице Конторской (сегодня - Краснооктябрьской, 26) построили в 80-ых годах XIX века. По крайней мере бельгийский фабрикант жил здесь с 1886 года, сообщил «Комсомолке» историк-краевед Андрей Парамонов. Имя архитектора не известно, но вот здание не заметить сложно – оно поистине необыкновенно.

Обветшалый двухэтажный дом похож на замок - купол, чудесная арка, просторные балконы, кованная изгородь, украшенная знаком, отдаленно напоминающем солнце и лучи. Этот же знак на чудом уцелевших деревянных дверях. В просторном холле на стенах — увитые паутиной женские головы из гипса. Местные жители утверждают: моделью для этих творений стала любовница фабриканта, но это не больше, чем легенда. В здании его владелец обитал со всей семьей, гувернантками и прислугой - дом очень просторный, сделан полукругом, со всевозможными башенками и импровизированными бойницами. Кованные перила с знакомыми уже солнцем-лучиками за 100 с лишним лет прочности не потеряли, хотя и потускнели. Мраморная лестница, на которой гулко отзываются шаги, уводит на второй этаж. Тут, вероятно, была гостиная - из комнаты через огромное круглое окно, которое сегодня наполовину заложено кирпичом, гости выходили на балкон над парадным входом.

- Когда-то умерла соседка, и ее родные отыскали среди вещей старинные фотографии этого дома. Балкон был увит плющом, кованная ограда сияла. И дамы в роскошных платьях стояли на этом балконе, - вспоминает жительница одной из квартир дома на Краснооктябрьской, 26 Жанна Безценная.

Хотя о каких-либо потугах реставрировать уникальное здание и речи нет, посмотреть на него стоит - в похожем стиле в Харькове сделан только Дом художника (бывшее английское консульство).

«Шкатулочка» с росписями Самокиша и Васильковского

Подъезд дома № 44 по улице Миронисицкой в дореволюционном Харькове называли «шкатулочкой». Более ста лет тому назад помещение расписали известные украинские художники Николай Самокиш и Сергей Васильковский. С тех пор «шкатулочка» пережила не оно преображение: ее не раз перекрашивали, снесли стеклянный купол и даже в советские времена неудачно пытались «реставрировать».

Приметное здание, памятник украинского модерна возвели в 1911 году для помещика Бойко, который был управляющим сахарозаводчика Павла Харитоненко (того самого, который собрал необыкновенную коллекцию Пархомовского музея). Бойко закупал произведения искусств для коллекции слобожанского сахарного миллионера, поэтому с многими художниками был знаком лично. С Васильковским приказчика судьба свела в Петербурге – там он приобрел дипломную работу молодого живописца. Когда Бойко разбогател, для росписи подъезда дома на Мироносицкой он пригласил уже известных на тот момент украинских художников. Изящный цветочный орнамент кисти Самокиша украшает целых два этажа лестничного пролета, а на одной из стен, вместо окна, был пейзаж Васильковского.

В 30-ые годы прошлого века здание попало в ведомство НКВД, тогда же дом пережил первую перестройку: горе-зодчие снесли стеклянный купол-башню, благодаря которому в подъезде было светло, а еще достроили несколько этажей, побелили стены и закрасили росписи в подъезде. Картину Васильковского работники ЖЭКа просто уничтожили: полотно из-за перестроек запылилось и потемнело, и строители коммунизма его содрали со стены. Сейчас на том месте сохранился лишь фрагмент картины – маленький обрывок большого полотна.

В 70-ые годы киевские художники смыли слой побелки, под которым была верхняя часть росписи, и с тех пор орнамент был открыт. Поскольку работу Самокиша не отреставрировали и не законсервировали, настенная живопись сейчас разрушается. Отчасти – естественным образом или по вине жилищников (несколько лет назад в подъезде прорвало трубу, и рисунок на стене смыло), но в основном – благодаря некоторым жильцам дома №44 по ул. Мироносицкой. Один из старожилов фактически отвоевал у молодых вандалов мраморную лестницу с чугунной ковкой, которую временные обитатели коммунальных квартир пытались разобрать на металлолом. Некоторые квартиранты и их гости поверх росписи известного художника оставляют свои автографы. По подсчетам специалистов, чтобы полностью восстановить уникальный орнамент Самокиша, необходимо около $20 000. Ни одна из организаций, к которым уже обращались харьковские художники, таких средств для реставрации не нашла. А ведь «шкатулочка» - это не только пример слободжанского модерна, но и последняя уцелевшая роспись Николая Самокиша. Дом мог бы стать одной из визитных карточек Харькова.

Дом на ул. Энгельса украшают фрески Врубеля

Менее драматична судьба мозаичных фресок, которые создали по эскизам Михаила Врубеля. С 1910 года они украшают фасад здание на улице Энгельса, которая до революции называлась Рождественской. Эскиз появился из-под пера гениального художника в 1896 году, (к слову, это был единственный год плодотворной работы Врубеля в Харькове). В то время живописец осваивал технику мозаики в Абрамцевском кружке под Москвой. В один из своих последних визитов в Харьков, где в тогда жил отец художника с семьей, Врубель, вероятно, и получил заказ от мануфактуры Кулаковского на эскиз праздничного майоликового панно. Спустя почти 15 лет, в 1910-м, неизвестный автор по эскизу Врубеля сделал мозаику для здания мануфактуры. На фризе - таинственные драконы, яркие глазки павлиньих перьев и причудливые узоры. И хотя никаких документальных подтверждений, что эскиз создал гениальный художник, так и не было найдено, искусствоведы убеждены: рисунок, техника цвета, тематика и своеобразные «кристаллы» - все указывает на почерк Врубеля.