Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Гуляем по неизвестному Харькову

Гуляем по неизвестному Харькову

У старого харьковского цирка, что на улице Красного милиционера, много легенд. Одно из преданий гласит, что именно в нем снимали фильм «Цирк», и будто с его купола артистка Мэри в исполнении Любови Орловой «отправлялась в небеса». Но это – всего лишь миф, авторитетно утверждают историки. И отмечают: правда куда интереснее.

Цирк Грикке от взрывов спасла жена одного из артистов

Первый каменный цирк появился в Харькове чуть больше века назад, в 1906 году. Замысел, как и само заведение, принадлежали купцу Генриху Грикке, который сколотил состояние на оранжерейном деле. Одна из легенд старого цирка гласит, что сын купца Грикке влюбился в цирковую наездницу и женился на ней. Якобы красавица мечтала о своем цирке, и цирк Грикке стал свадебным подарком. Но это только легенда.

На самом деле владелец целой сети магазинов создал цирк-театр как очередной коммерческий проект. Согласно плану архитектора Хрусталева, на Жандармской площади построили здание с передовыми пожарными приборами, электрическим освещением, калориферным отоплением. В цирке Грикке можно было не только наблюдать за гимнастами, парящими под куполом, но и слушать водевили и оперетты – акустика в зале до сих пор идеальная, слово, сказанное вполголоса, слышно даже на галерке. Голубые потолки украшены изящной лепниной, не цирк, а театр - перед концертами и вокальными представлениями манеж снимали, перед сценой расставляли кресла и стулья.

После революции, в 30-е годы прошлого столетия, здание перестроили: арену сделали стационарной, верхний ярус сцены определили под оркестровую площадку, а нижний приспособили под артистический выход. Среди очевидных заслуг первого директора Харьковского государственного цирка (так цирк Грикке стал называться после революции) Фреда Яшинова - реконструкция конюшен и создание гримуборных для артистов.

Во время Великой Отечественной войны здание цирка уцелело чудом. Оккупанты организовали там колбасную фабрику, а когда отступали, заминировали его. Спасла строение жена одного из артистов – она работала у немцев уборщицей и видела, где те закладывали взрывчатку. После того как советские войска вошли в город, женщина с точностью до полуметра указала на месторасположение мин. Харьковский цирк одним из первых дал представления сразу же после освобождения.

Фантом цирка Муссури

Второй каменный цирк появился в нашем городе в 1910 году на улице Благовещенской (сегодня это пересечение улиц Карла Маркса и Дмитриевской). Кстати, в то время он был самым большим в мире. Его построил грек Муссури, работавший у знаменитых циркачей Никитиных. Огромное здание на 5750 зрительских мест, с подвижной ареной, которая могла подниматься или опускаться, оборудовали по последнему слову техники - любую идею режиссера можно было воплотить. Однако у строения, равного которому долгое время не было ни в царской России, ни в Советском союзе, драматическая судьба. После революции коммунистическая власть решила создать в Харькове Театр музыкальной комедии. И несмотря на то, что цирк Грикке имел великолепную акустику и сцену, для оперетт приспособили именно цирк Муссури. Очевидцы вспоминают, что звучание в этом здании было ужасным. Советы не раз перестраивали цирк Муссури, однако акустика так и не улучшилась. В 60-е годы прошлого века, когда в городе решили построить большой цирк, Фред Яшинов предложил отремонтировать строение и наконец-то использовать по назначению. Однако советские архитекторы проигнорировали предложение специалиста и построили новое здание по типовому проекту. Таких же зданий в Советском Союзе уже было десять, только на Украине – пять. Кстати, новый цирк вмещает в два раза меньше зрителей, чем у Муссури. А старинное здание после многолетних мучений законсервировали. В нем под самой крышей разросся камыш, деревья пустили корни в стенах и фундаменте, просторные залы и подвалы облюбовали бомжи, а этим летом цирк Муссури чуть было не сгорел.

Священники требовали запретить выступления 

Харьков всегда был цирковым городом - первые уличные представления в столице Слобожанщины проходили еще в XVIII веке. Тогда труппа из Москвы развлекала горожан небольшими пьесами в ярмарочном балагане, а под открытым небом выступали клоуны, фокусники и дрессировщики медведей. В начале 19 века уже около шести бродячих трупп комедиантов давали представления в нашем городе с весны до осени, рассказал «Комсомолке» историк Андрей Парамонов. Тогда духовенство было ярым противником цирковых выступлений: артисты разыгрывали представления на крупных площадях по соседству с храмами и даже во время богослужений. Поэтому представители церкви не раз просили запретить выступления во время заутрени и обедни, пояснил Парамонов. Цирковым артистам разрешили развлекать народ на базарных площадях – на Рыбной (теперь это улица Кооперативная), Михайловской и Мироносицкой площадях.

Уже в 1830-е годы цирковые труппы существенно улучшили репертуары постановок и состав – в город, кроме комедиантов, стали приезжать акробаты, жонглеры и наездники.

Богатые харьковчане достаточно долго игнорировали уличные труппы. Цирковое искусство привлекло высший свет только во второй половине XIX века.

Тогда же в столице Слобожанщины начали строить деревянные временные цирки, рассказал историк. Первое такое сооружение принадлежало прусскому подданному Вильгельму Суру. Он взял в аренду землю на ул. Московской, и в 1862 году там появился временный деревянный цирк. А спустя пять лет бревенчатую постройку обнесли кирпичной стеной, укрыли парусиной. В 100 метрах от здания устроили специальные печи, тепло из которых переходило по трубам в помещение, где располагались зрители. Это позволило проводить выступления поздней осенью и даже зимой, сообщил Андрей Парамонов. В 1868 году по соседству с цирком Сура появился еще один деревянный балаган. Его владелец Жозеф Дерсен, директор московского цирка, проблему конкуренции и лояльности городских властей решил просто, рассказал историк:

- Он дал несколько представлений, а половину вырученной суммы подарил жителям Харькова, пострадавшим от пожара 12 августа 1868-го.