Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Играть в Москву Леонид Тарабаринов не поехал из-за мамы

Играть в Москву Леонид Тарабаринов не поехал из-за мамы
Фото: - Порой актерский биологический ритм не выдерживает, - признавался мастер в одном из своих интервью.

6 января исполнился год со дня смерти народного артиста СССР,  актера Харьковского театра им. Шевченко. Последний из плеяды актеров советской школы, Леонид Тарабаринов всю свою жизнь проработал в Харьковском театре им. Шевченко. Об уровне этого актера говорит не только звание Народного артиста СССР, но и тот факт, что харьковчанина неоднократно приглашали работать московские режиссеры. Но он отказывался.

На сцене Тарабаринов выздоравливал 

Звание Народного артиста СССР просто так никому не давали, его нужно было заслужить. Заведующий литературной частью ХАТОБа Александр Чепалов помнит всего лишь троих харьковчан, удостоенных этим званием.

- Это Лесь Сердюк, патриарх театра Леся Курбаса, Николай Манойло, который был солистом харьковской оперы, и Леонид Тарабаринов. Что касается Леся Сердюка, то он в последние годы жизни был больше памятником, чем человеком. А вот Тарабаринов нет - я всегда помню его ярким, впечатлительным, увлекающимся.

Рослый красавец с копной волос цвета зрелой пшеницы и переливчато-серебристым тембром голоса, которым он мастерски управлял.

- Он не разговаривал однотипно, у него был совершенно потрясающий тембр, который можно было просто слушать, не глядя. Хотя посмотреть на него надо было, потому что он был необыкновенно красивым человеком, - вспоминает Александр Чепалов.

В каждую свою роль Леонид Тарабаринов вкладывал частичку души. Даже если спектакль был выездным и игрался на захудалых сценах сельских клубов, он все равно выкладывался на полную.

- Порою актерский биологический ритм не выдерживает, - рассказывал Леонид Тарабаринов в одном из своих интервью. - Ко мне в таких случаях на помощь приходят роли. Например, Феди Протасова в «Живом трупе» Льва Толстого. Он всегда ждал меня, ведь я давал ему возможность возвратиться в реальный мир к людям. Как-то с очень высокой температурой я не мог отказаться играть, и, превозмогая недуг, с трудом вышел на сцену. Через мгновение я ощутил колоссальный прилив сил и мог бы играть бесконечно. Разве это не чудо?

«Храм любви он создал в своей душе»

Этому человеку нелегко было в жизни, но он сумел создать в себе собственный добрый и счастливый мир. Один показательный случай, который изменил жизнь Тарабаринова, сохранился в прессе.

- Это было давно, в юности, тогда я еще не мечтал серьезно о сцене, новый год выдался морозным и, как мне тогда казалось, несчастливым. Поссорился с девушкой, домой идти не хотелось, и я побрел наугад городскими улицами и переулками. Оказался в пустынном в новогоднюю ночь парке им. Горького. Злой, обиженный и никому не нужный. Вдруг замечаю сидящего на скамейке одинокого человека средних лет - подумалось, бедолага такой же, как я. Из парковых репродукторов послышался бой кремлевских курантов. Незнакомец развернул полы своего пальто, достал из внутреннего кармана два бокала, наполнил их содержимым бутылки и все это неспешно, ритуально. Я замер от неожиданности, мгновенно позабыв обиду, а потом услышал приглушенный хрустальный звон от чоканья бокалов. Я не мог видеть лица случайного встречного, но чувствовал, что оно счастливое, ибо храм любви он создал в своей душе.

Всю жизнь любил только Фатееву?

Конечно, у такого красавца, как Тарабаринов, было много поклонниц, но он не сильно интересовался мимолетными отношениями. Всем известен роман актера с Натальей Фатеевой. Для нее это был, по ее собственным словам, лишь эпизод в жизни. В последний свой визит в Харьков она говорила так:

- Я была в него влюблена, потому что он потрясающе читал стихи со сцены. Но это было время гормонального взрыва, я тогда не знала, чем отличается любовь от влюбленности.

А вот для Тарабаринова отношения с Фатеевой, похоже, были чем-то большим. Петр Рачинский, Народный артист Украины, актер театра им. Шевченко, который познакомился с Тарабариновым в 1971 году, считает, что актер всегда ее любил.

- Насколько я понял, он был однолюбом. Дочку Наташей назвал, вторая жена – Наташа, Все Наташи. Видно это была первая и главная его любовь в жизни, - считает Петр Рачинский.

Сын Леонида, Евгений Тарабаринов, тоже первое время шел по стопам отца: закончил театральный институт, работал в том же театре им. Шевченко. И говорят там, очень неплохо играл, был талантливым. Но потом изменил свою жизнь и ушел из театра.

Но о жене и детях Леонид Тарабаринов говорил на работе мало - больше о брате и матери, за которой ухаживал до самой ее смерти. Именно это, по мнению некоторых коллег актера, и была причина, из-за которой он не ехал в Москву.

- В Москву не хотел – была одна причина. У него очень больной был брат, потом брат умер, а на руках осталась мама. Такого сына, как Леонид Семенович я не встречал, мама дожила почти до 100 лет. Ходил на базар, готовил, стирал, убирал, - вспоминает Рачинский.

Жолдак отвел «место неприкасаемого оленя»

Очень интересные отношения сложились у мэтра харьковского театра со скандальным режиссером Андреем Жолдаком. Как только этот мастер эпатажа появился в театре им. Шевченко, он всех «настроил под себя», но только не Тарабаринова.

- Надо сказать, что Жолдак сразу понял, из какого теста сделан Леонид Семенович, - говорит Александр Чепалов. - Он мог сказать кому-нибудь: не перелезешь через эту сцену – я тебя завтра уволю. И мог действительно уволить. Но он понял, что с Тарабариновым так обходиться нельзя. Поэтому он использовал его в спектаклях, но в «сценах Содома и Гоморры» никогда Леонида Семеновича не занимал.

Александр Чепалов хорошо помнит один показательный эпизод на 75-тилетнем юбилее Тарабаринова.

- Жолдак меня поразил тем, что, сам того не желая, открыл истинное отношение к Тарабаринову, как к ветерану труппы. Он со сцены рассказал, как был недавно в одной скандинавской стране, и на оленьем пастбище увидел пасущихся оленей. А один олень стоял в стороне. На этом олене никто не ездил, его никто не запрягал, никто не отпиливал рога – в его обязанностях было кричать, когда приближалась опасность. И Жолдак, подражая этому оленю, закричал. Он и к Тарабаринову обращался на «ты», как и ко всем, и сказал: «Леня, если увидишь опасность, кричи». Он отвел ему в труппе место этого неприкасаемого оленя.

Любимым пожеланием Тарабаринова были слова Леся Курбаса: «Бажаю доброї роботи». Так желал Курбас своим коллегам. Так на своем 75-летии желал Тарабаринов.

Мечта поработать в Национальном так и не сбылась 

Леонид Тарабаринов до конца своих дней играл на сцене. В последние годы жизни прихватывало сердце, были нелады с давлением. В театре его узнавали по одышке, характерной для курящего человека.

- Можно было стоять на третьем этаже на лестнице и услышать, что он поднимается. Очень много курил, бросить не мог. Но выходил на сцену – и это было не заметно, - вспоминает Петр Рачинский.

В личном деле Леонида Тарабаринова названиями спектаклей исписана не одна страница. Самые запомнившиеся зрителям роли - Король Лир в одноименном спектакле по Шекспиру, Протасов в «Живом трупе» Толстого и Николай Задорожный в «Украденном счастье» Франка. Последняя роль, безусловно, была его коронкой. Но кое-что Леонид Тарабаринов все-таки сделать не успел.

- Последняя встреча с ним была в курилке, - вспоминает Петр Рачинский, - это было где-то 27 - 28 декабря 2007 года. Он никогда об этом не говорил, и вдруг: «Петь, ты там был у директора, что-то слышно о статусе Национального? Поработать бы в Национальном…» Прошло около недели, и его не стало.

Леонид Семенович Тарабаринов родился 8 ноября 1928 года в селе Шалыгино Глуховского района Сумской области. В 1955 году закончил Харьковский театральный институт и был принят в состав труппы театра Шевченко. В 1972 получил Народного артиста СССР. В 2008 году ему бы исполнилось 80 лет.

5 лучших фильмов с участием Леонида Тарабаринова по версии «КП»

- Поэма о море (1958)

- Кровь людская - не водица (1960)

- Хочу верить (1965)

- Платон Кречет (1972)

- Проверено - мин нет (1965)