Наталья АМИРХАНЯН. Фотографии предоставлены Галиной Лукьянец. (13 января 2009)
В Харькове ходили щедровать с козой

В Харькове ходили щедровать с козой

«Рогатая» пугала и развлекала детей.

Богатые традиции отмечания Святок сегодня практически утрачены. То, что раньше передавалось из поколения в поколение, сейчас известно разве что специалистам. О святочных обрядах «Комсомолке» рассказала руководитель фольклорного ансамбля «Муравский шлях» Галина Лукьянец. Со своими коллегами в поисках народного песенного творчества она объездила всю Харьковскую область.

Животным - особый почет

Зимние праздники длились две недели от вечера, предшествующего Рождеству, которым заканчивался шестинедельный Филипповский пост. В середине праздников – встреча Нового года (по новому стилю – это старый Новый год). Завершались праздники Крещенским Сочельником в ночь с 18 на 19 января.

На протяжение праздников крестьяне не работали, только развлекались, гуляли, при этом не забывая задабривать высшие силы. Все зимние обряды были с «урожайным подтекстом». На закате хозяин вносил в дом огромный сноп колосьев - «дидух» - символ урожая и зажиточности. Сноп стоял в хате на самом почетном месте – под образами.

- По многим поверьям мира, в день накануне Рождества хозяйка особым вниманием окружала животных, считалось, что надо накормить их чем-то вкусненьким. Хорошо относишься к ним в этот день, они тебя отблагодарят в течение года, - рассказывает Галина Васильевна.

Вечер накануне Рождества называли «голодный свят – вечер», или голодная кутья. Преддверие Рождества - формально еще пост, поэтому на столе только постная пища. Приготовления к «вечере» начинались заранее. Когда кутью ставили в красный угол, женщина просила своих детей покудахтать, чтобы  курочки весь год неслись хорошо.

Гость в доме – счастье для хозяев

- На свят-вечер положено готовить 12 постных блюд, по числу апостолов, но я редко встречала такое у нас в области, - говорит Галина Лукьянец. - Обязательно на стол ставился постный борщ, разные пирожки, грибы, капуста, капустняк. Перед тем, как сесть за стол, маленьких детей посылали проведать с кутьей и подарочками своих родных. В то время понятия родства были немного шире: это могла быть баба-повитуха, которая приняла этого ребенка. Ходили к крестным, бабушкам, дедушкам. Те одаривали ответными подарками. Когда дети возвращались, вся семья по первой звезде садилась за стол. Опять же, как правило, ребенку поручали следить за появлением звезды.

Обряд колядования пошел в современный народ в несколько мутировавшем виде. Сейчас шестого вечером в двери харьковчан уже стучатся дети с  предложением поколядовать. Это самая настоящая путаница, уверяют специалисты. Вечером 6 января вся семья сперва на службе в церкви, а потом дома. Поэтому колядовать начинали только 7 января поздней ночью. Считалось большой удачей, если на свят-вечер в доме оказывался гость. Правда, ему это предвещало одно – быть целый год в странствиях.

Колядки: от военных до свадебных

Тем колядок было большое разнообразие. Кроме обрядовых песен с религиозным содержанием в нашей области сохранилось много светских. По возможности, пели колядку каждому члену семьи. Если в семье был парень, которому предстояло идти на службу, ему пели военную колядку. Девушке на выданье пели колядку с явственными свадебными мотивами. Были даже специальные колядки для вдов.

Колядовать можно было до старого нового года. 13 января – день святой Меланьи или Щедрый вечер. Принято было в этот день накрывался стол с обилием скоромных блюд, варилась «богатая кутья». По старой традиции, это щедрий вечер, начало нового земледельческого года. В давние времена его отмечали весной, потом переместился на зиму. Об отзвуках весны говорит и обряд посевания, который проводят в Щедрый вечер.

На Новый год деревенские парни ходили щедровать с козой. Это было специальное сооружение, напоминающее животное.

- Коза была орудием шантажа с юмором. Она могла безнаказанно проказничать. Коза развлекала детей, иногда даже пугала. С нею  разыгрывались целые сцены: шла коза, встретила охотников, они в нее  выстрелили. Чтобы козу оживить, нужно выпросить кусок сала у хозяйки.

Гадания на урожай 

В давние времена ворожили не только девушки на свою судьбу.  Часто к чарам прибегали хозяйки, гадали на богатство в доме, на урожай хлеба.  Хозяйка ставила воду, насыпала зерно, потом приводила петуха. Подойдет к ведру – будет дождливый год, к зерну - хлебный. В наших краях существовало гадание на осадки. Разрезалось 6 луковиц пополам, 12 половинок присыпали солью, а утром хозяйка смотрела – где больше жидкости, в тот месяц и осадков будет больше.

Из девичьих гаданий были популярны падания спиной в снег. Девушка падала, потом смотрела – если след ровный, жизнь в замужестве будет хорошая, если корявый, значит, муж бить будет. А еще девушки подбегали под окна чьей-то хаты и прислушивались, что говорят люди. Меньше всего девушкам хотелось услышать слово «сядь» - это значит сидеть в девках еще год. Глагол – пойди, значит, надо готовиться к замужеству.

Широко известно гадание у забора. Девушки шли к незнакомого забору считать колья. Либо это было гадание по принципу любит-не любит. Либо загадывали число и смотрели, какой колышек выпадет. Кривой, старый – предвестник нехорошей  судьбы. Если прямой, новый – все будет хорошо. Самое популярное гадание - с перекидыванием сапога. Куда покажет носок – в ту сторону и замуж идти.

Когда колядуют, щедруют и посевают 

Наши праздничные традиции очень разнообразны, но, к сожалению, как правило, очень немногие в них разбираются. Поэтому на Рождество к вам запросто могут позвонить в дверь и предложить пощедровать, а на старый Новый год – поколядовать.

На самом деле колядки присущи только рождеству. Коляда - бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали 24 декабря (по старому стилю, а по новому - 6 января).

Щедрование – это процесс, который присущ только вечеру 13 января. Щедрующие обходят дома вечером – до полуночи. По давней традиции, новогодние обходы посевающих, как и рождественских колядующих, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. Как правило, щедруют девочки.

А вот утром 14 января посевают. Причем эта традиция никак не связана со старым Новым годом. Просто 14-е - это день святого Василия, который считается покровителем земледельцев. Поэтому принято на рассвете «засеять» хлебом жилище. Это уже прерогатива исключительно сильного пола. Считается, что первый посевающий приносит в дом счастье. По народным верованием, девушки счастья не приносят - только ребята, поэтому девушки не посевают. «Посевать» начинали с собственного дома. Родители одаривали парней деньгами, и уже после этого они обегали соседские жилища. Посевающие берут зерно в рукавицу или в сумку. Сначала идут к крёстным отцам и другим родственникам и близким. Как правило, посевают зерном, рисом, пшеном. Зерна служат оберегом жилища, поэтому их нельзя выметать.

загрузка...
загрузка...

Политика

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе
Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе [фото] 24901 5

Долгие годы певец и продюсер Алексей Потапенко скрывал кардинальные изменения в личной жизни, но в конце года решился на сердечный "каминг-аут". Кто же она, тайная муза одного из самых успешных артистов Украины?

Спорт

вакансии выпускающего редактора в Днепропетровске