Алексеевская линия могла быть наземной

Алексеевская линия могла быть наземной

Обком партии забраковал… васильки

Строительство метро в Харькове началось в 1968 году. Руководители города вбили колышек возле железнодорожного вокзала и первыми вогнали лопату в землю. Возводить метро начали с «Южного вокзала».

Как будут размещаться ветки будущего метро, решали совместно с «Харьковпроектом». Главное было соединить жилые массивы и промышленные районы, поэтому первая линия пошла в заводскую сторону: она нанизала спальный район на Холодной Горе, центр города, прошла через два вокзала – Южный и Леваду, и захватила все заводы. В то время уже закладывалась и Салтовская линия.

– Все наши решения по архитектуре станций, глубине их заложения рассматривались в Союзе архитекторов, потом – на градостроительном совете, утверждались в Госстрое в Москве и только после этого одобрялись обкомом партии, – вспоминает Владимир Спивачук. – Пройти последнюю инстанцию было сложнее всего. Партийные органы строго следили за каждой деталью архитектуры, и если что-то не нравилось – добро не давали. Так, например, «Леваду» (сегодня – «Пр. Гагарина») заставили переделывать из-за… васильков. Мы хотели сделать эту станцию в этническом стиле. Народный умелец из-под Полтавы Петр Ганжа сделал керамический ковер из цветов для путевых стен. И что же вы думаете? Прошли все инстанции рассмотрения – Киев, Москву, везде одобрили. И вот идет обсуждение членов бюро обкома партии, и вдруг председатель облисполкома говорит: «Так в этом же орнаменте есть васильки, а мы с ними воюем на злаковых полях. Не годится!» И зарубили. Тогда же изменили название станции на «Проспект Гагарина» и заставили делать отделку в мраморе. Но получилось плохо. Времени на переделку проекта уже не было – до сдачи станции оставалось всего полгода. По нашей первой задумке колонны очень выделялись на фоне объемной керамики, а в мраморе они затерялись.

«Университет» – лучшая станция в СНГ

Самая любимая станция метро Владимира Спивачука – «Университет», точнее «Дзержинская». Правда, именно она далась архитектору тяжелее всего.

– Два года я думал над ее решением – ну никак она не шла, – улыбается Владимир Александрович. – Хотелось сделать ее торжественной, величественной, триумфальной, ведь площадь Дзержинского (нынче – Свободы) – самая большая в Европе. Придумал пять вариантов, но все не то. А потом сел и за одну ночь нарисовал. Утром согласовал, так она и пошла один к одному – ничего не меняли. И даже сейчас, проезжая эту станцию, чувствую эмоциональный подъем. Даже в Москве признали, что это лучшая станция в СССР. Не раз слышал об этом и от представителей разных зарубежных делегаций, которые приезжали к нам перенимать опыт.

Кстати, «Дзержинская» планировалась глубоко под землей, как и «Советская». Но Владимир Спивачук был против – не хотел превращать ее в мышеловку. И смог переубедить руководителей всех уровней, что так будет лучше.

– Я хотел, чтобы архитектура станции продолжала архитектуру города, а это было возможно только при неглубоком заложении, – отмечает Владимир Спивачук.

Строительство этой станции тоже было нелегким. Городские власти поставили условие – не перекрывать улицу Сумскую и не трогать сад имени Шевченко. Пришлось сократить «Дзержинскую» по длине, а все служебные и технические помещения вынести на второй этаж. Так появилась первая многоярусная станция метро в СССР. Идея понравилась, после чего по такому принципу строились «Метростроителей», «Научная». Новые «Алексеевская» и «Проспект Победы» тоже были утверждены двухъярусными.

«Ботсад» над землей не пропустили

Первая линия метро – Холодногорско-заводская – далась харьковским метростроителям тяжело, а вот Салтовскую сделали лучше и быстрее.

– Когда Госкомиссия в 1986 году принимала вторую линию, ко мне подошел начальник «Главтранспроекта», который ведал всеми проектными организациями, и спрашивает: «Какой самый лучший метрополитен в Союзе?» Я сказал, что Минский (его только пустили). А он мне отвечает: «Нет, лучший – Харьковский». Но я и сам это знал, только свою работу хвалить негоже, – признается Спивачук. – На тот момент наш метрополитен был сделан на высочайшем техническом уровне – со всеми видами авторегулирования, пилотного ведения поездов (без машиниста). В Москве и Киеве этого нельзя было сделать, потому что станции старые.

А вот Алексеевская линия изначально проектировалась как наземная. Но к моменту, когда дело дошло до строительства, оказалось, что Харьков настолько разросся, что это уже невозможно.

– Лично мне больше нравится наземный метрополитен, потому что он органично вписывается в архитектуру города, – утверждает Владимир Александрович. – Мы хотели сделать наземным хотя бы «Ботанический сад». Разработали проект станции-моста. То есть поезд выходил бы из туннеля, проезжал над яром с деревьями, ручейком, озерами, а дальше снова въезжал бы под землю. Причем мост был бы двухъярусным: внизу – поезд, сверху – автомобильный поток. А когда окончательно рассматривали проект, начальник «Метростроя» сказал, что он против. Мол, если станция будет наземной, то в срок ее не пустят. Пришлось все кардинально менять.

Проверка слуха

Подземного города в Харькове нет?

Владимир Спивачук утверждает, что такого подземного города, как в Московском метрополитене, у Харькова нет. А вот про тайные ходы и тоннели, о которых ходят легенды, рассказывать не захотел. Сказал только, как при строительстве «Центрального рынка» были обнаружены три больших тоннеля, которые шли от Покровского собора в сторону Куряжа. Два из них выложены кирпичом, а третий – дубовыми сваями. Предположительно, эти ходы построили монахи. Метростроителям пришлось частично их уничтожить, так как они были на пути у станции.

Кстати

«Пушкинскую» создали женщины

Многим харьковчанам нравится станция «Пушкинская». И это неудивительно, ведь ее создали женщины – Елена Незим и Елена Перепелица. Талантливые архитекторы попытались в камне отразить пышность и богатство времен Пушкина – балы, тяжелые портьеры на окнах, и у них это получилось как нельзя лучше, уверен Спивачук.

Правда, до конца задумку «Пушкинской» реализовать так и не удалось. Там, где сейчас стоит памятник Ярославу Мудрому, планировался необычный пьедестал, а на нем – окно, легкая занавеска, треплющаяся на ветру, вокруг разбросаны листочки со стихами, а на них – пистолет. Только этот последний аккорд архитектуры «Пушкинской» не утвердили.

Важно!

Сводчатый потолок – наше изобретение

Несколько ноу-хау в проектировании станций метро были разработаны в Харькове. Например, именно у нас впервые появились сводчатые станции. Заводы не успевали сделать сборные конструкции, а ждать было некогда. Вот и решили перейти на железобетонный монолит. Создали по такому принципу «Центральный рынок», а дальше – «Спортивную», «Московский проспект», «Советской Армии». К тому времени завод уже наштамповал сборных изделий, и на Салтовской линии сводчатых станций практически нет.

Справка «КП»

Владимир Спивачук – удивительный человек. Под его руководством создано не только 27 станций Харьковского метрополитена, но и шесть станций в Днепропетровске, скоростной трамвай в Кривом Роге. Также он участвовал в проектировании станций для Киева, Москвы, Волгограда, Ташкента, Красноярска, Свердловска. Последняя станция, которую сделал Спивачук, – «23 Августа». Говорит, что позволил себе уйти на пенсию только после того, как провел метро к своему дому.

Получил две Госпремии Совета Мминистров СССР за первую и вторую линию Харьковского метрополитена.

 

загрузка...
загрузка...

Политика

Украина открыла  беспрецедентное  дело против РФ из-за гибридной войны
Украина открыла "беспрецедентное" дело против РФ из-за гибридной войны 186

Следствие изучит, как Россия смогла сформировать через СМИ "ненависть к народам Украины".

Насиров 31 мая может улететь в США
Насиров 31 мая может улететь в США 114 1

НАБУ определяется, отпускать ли за границу отстраненного главу Государственной фискальной службы.

Сенат Нидерландов одобрил Соглашение об ассоциации Украины с ЕС
Сенат Нидерландов одобрил Соглашение об ассоциации Украины с ЕС [видео ] 132

Теперь король Нидерландов должен подписать этот законодательный акт и он вступит в силу.

Происшествия

Видео: Львовский облсовет захватили  российскоговорящие молодчики
Видео: Львовский облсовет захватили "российскоговорящие молодчики" 1219 9

Неизвестные люди в камуфляже, которые представляются украинскими националистами, заблокировали работу сессии дымовыми шашками и газом.

Офис разработчиков сайта э-декларирования обыскивают полиция и налоговая
Офис разработчиков сайта э-декларирования обыскивают полиция и налоговая 216

Правоохранители изымают электронные носители для проведения экспертиз.

Друг погибшего Панкова:  Убийство Виктора – это борьба за контроль над  Укрспиртом
Друг погибшего Панкова: "Убийство Виктора – это борьба за контроль над "Укрспиртом" 702

Свою версию о том, почему было совершено покушение на помощника директора государственного концерна "Укрспирт", "КП в Украине" рассказал близкий знакомый покойного.

Общество

В Днепре артисты театров требовали вернуть им прежние оклады
В Днепре артисты театров требовали вернуть им прежние оклады [фото] 102

Служители Мельпомены устроили костюмированный митинг у здания облгосадминистрации.

Годовщина пожара на Грибовичах: выход из мусорного коллапса до сих пор не найден
Годовщина пожара на Грибовичах: выход из мусорного коллапса до сих пор не найден [инфографика] 71 1

Обвал на свалке 30 мая 2016-го, ставший трагедией для четырех семей и поставивший Львов на грань экологической катастрофы, местным жителям, наоборот, облегчил жизнь.

В Киеве ждут грозу и шквалистый ветер: куда звонить в случае ЧП
В Киеве ждут грозу и шквалистый ветер: куда звонить в случае ЧП 535

До конца суток 30 мая возможны грозы и ветер местами до 15-20 метров в секунду.

Светская хроника и ТВ

Мама победительницы  Україна має талант. Дети-2 :  Вероника хочет двухъярусную кровать и комнату как у Свинки Пеппы
Мама победительницы "Україна має талант. Дети-2": "Вероника хочет двухъярусную кровать и комнату как у Свинки Пеппы" 10

6-летняя Вероника Морская победила, сразив судей и зрителей народным пением.

Как сын Джексона от славы устал и Биджеем стал
Как сын Джексона от славы устал и Биджеем стал 299

Младшенький из династии Джексонов, 15-летний Принс Майкл Джексон II по прозвищу Бланкет (Одеяло) решил для себя: поменяется имя – поменяется и жизнь.

Скончался известный украинский художник-рекордсмен Александр Белозор
Скончался известный украинский художник-рекордсмен Александр Белозор 437

Александр Белозор скончался на 54-м году жизни. Он стал первым украинским "подводным" художником.

Спорт

Свитолина начинает с уверенной победы на Roland Garros
Свитолина начинает с уверенной победы на Roland Garros [Видео] 129

Украинка в двух сетах обыграла представительницу Казахстана Ярославу Шведову и подтвердила свой статус фаворитки

Защитник  Динамо  уходит в турецкий  Бешикташ
Защитник "Динамо" уходит в турецкий "Бешикташ" 418

Турецкие СМИ сообщили, что Домагой Вида достиг соглашения о переходе в клуб из Стамбула

Бельгийский  Генк  выкупил у  Шахтера  контракт Малиновского
Бельгийский "Генк" выкупил у "Шахтера" контракт Малиновского 341

Украинский полузащитник подписал с бельгийцами полноценный контракт на 4 года