Алла МУТЕЛИКА (27 августа 2010)
Леонид Товажнянский: «Внутри системы не может быть антагонизма»

Леонид Товажнянский: «Внутри системы не может быть антагонизма»

«Форум нас спас»

- Леонид Леонидович, год назад «Комсомолка» писала об успешном опыте НТУ «ХПИ» в ведении вступительной кампании с помощью интернет-форума приемной комиссии. Пригодился ли он университету в этом году?
- Безусловно. Форум нас и в этом году буквально спас - только благодаря ему мы за один день выполнили план приема на бюджетную форму обучения. 11 августа были заполнены все 1935 бюджетных мест по обучению на звание бакалавра, а затем - 1116 мест на звание специалиста и 761 - на звание магистра, и начался прием заявлений на контрактную форму обучения.
В этом году мы еще более открыто освещали ход вступительной кампании: в вывешенных на форуме (http://forums.kpi.kharkov.ua - Прим. авт.) рейтинговых списках абитуриентов по каждому направлению подготовки всех факультетов были указаны не только план приема, количество поданных заявлений и проходной балл, но и кто из абитуриентов подал оригиналы документов. Сведения обновлялись каждый день неоднократно, и те, кто следил за изменениями, получал детальное представление о конкурсе, реальном проходном балле - и таким образом мог реально оценивать свои шансы и быстро принимать верные решения.

Нововведения пошли на пользу

- В этот раз можно было подавать заявление не более чем в пять вузов на три специальности в каждом. Как отразилось на ходе кампании это ограничение?
- Изменения есть. Количество заявлений по сравнению с прошлым годом уменьшилось: в 2009-м их было около 16 500, сейчас — 13 713. Это говорит о том, что вузы, которые открыто делятся своим опытом и достижениями, проводят публичные мероприятия, часто появляются в СМИ со своей точкой зрения, наиболее популярны. По данным МОНУ, самый большой конкурс в этом году по стране был в Киевском авиационном университете, КНУ им. Шевченко, Киевском и Львовском политехнических университетах и в НТУ «ХПИ».
- А как отразилось сокращение сроков подачи заявлений?
- Практически никак. В первый день к нам поступило около 3000 заявлений - так же, как и в прошлом году. Но, учитывая то, что у нас по факультетам организовано 23 точки приема заявлений и шесть пунктов медицинского освидетельствования, никаких проблем не возникло.
И увеличения числа сданных оригиналов на начало вступительной кампании по сравнению с прошлым годом также не произошло. Наоборот, мы отметили некоторое уменьшение - в процентном отношении - в стартовых списках. Но по ходу изменения ситуации - менялись количество оригиналов и проходной балл - мы сумели прийти к зачислению с количеством оригиналов, полностью соответствующим количеству бюджетных мест.
- Довольны ли вы вступительной кампанией этого года в целом, учитывая все новшества, внесенные в правила приема?
- В целом - да, несомненно. К 15 августа мы полностью выполнили госзаказ по зачислению на специалистов, магистров и бакалавров. Очень важно для нас, что в этом году у нас было около 400 заявлений от выпускников техникумов. К сожалению, не все смогли поступить на бюджет, только 60 человек. Но мы очень дорожим такими студентами. Выпускники техникумов - это для нас клад. Эти люди уже освоили новый принцип обучения - практические занятия, семинары, курсовые проекты, семестровая организация учебного процесса, защита дипломных и курсовых проектов. Это те ребята, которые после первого курса берут очень резкий старт и уходят далеко вперед.
Нельзя не отметить ту роль, которую играет наша политика ведения открытого и «прозрачного» приема - мы честно показываем в динамике, сколько у нас вакансий на бюджет, и люди трезво оценивают свои шансы, а впоследствии не испытывают чувства разочарования, если не получают желаемого: они видят каждый день, что и как происходит. Списки в деканатах у нас обновлялись по три раза в день.

Тестирование пришло навсегда

- Леонид Леонидович, мы знаем ваше неравнодушие к процессу тестирования - не раз вы выступали с предложениями по его усовершенствованию, в том числе на страницах нашей газеты. Как относятся к этому в Министерстве образования?
- Это вы можете оценить сами по количеству и качеству нововведений в правила приема этого года - все они крайне благоприятны. Разрешение сдавать тесты на языке обучения, продление срока годности сертификатов прошлых лет, возможность сдавать тестирование при поступлении на заочное отделение для тех, кто окончил школу до 2008 года, разрешение вузам принимать на учебу тех, у кого балл сертификата по непрофильному предмету слегка не дотягивает до 124 при профильных показателях от 170 баллов, а также некоторые изменения в зачислении к обучению на специалистов и магистров...  Мы благодарны министру образования Дмитрию Владимировичу Табачнику за все внесенные изменения - это существенный вклад в право каждого на обучение в течение всей жизни, провозглашаемое Болонским процессом.
- Приятно слышать, что ваши замечания были приняты к сведению. Как вы считаете, какие проблемы в этой сфере еще не решены?
- В этом году в тестировании две беды. Первая: тесты вообще не содержат решений по математике. А ведь математика - основа всех наук. Естественных, социальных и многих других. Для технических вузов это главный предмет. У нас инженер учится доводить все решения до числа, конкретного показателя - как же можно принимать человека, не видя его способности в решении задач?
И вторая проблема - перевод результатов тестов в рейтинговую шкалу, о котором не раз говорилось. Получаемый в итоге рейтинговый показатель приходится суммировать со средним баллом аттестата - это, конечно, не дает нам реальной картины знаний абитуриента.
- Что же делать?
- В этом году ситуация несколько иная. Все понимают, что тестирование пришло в Украину навсегда. И это для нас не ново - ХПИ несколько лет проводил свое собственное тестирование. Разница лишь в том, что все тесты были изготовлены нашими преподавателями и отражали содержание школьного курса по основным предметам - математике, физике - за все годы обучения. Они имели открытую и закрытую части, и в открытой части тестируемый демонстрировал свое умение решать задачи по тригонометрии, алгебре, логарифмические уравнения, определение объемов и т. д.
Человек должен быть психологически готов к тому, что он идет сдавать тесты, которые потребуют от него показать то, чему он научился в школе, а не предлагать ему задачки на угадывание или определение соответствия. Кстати, в качестве примера:  в прошлом году 48 % тестируемых не смогли извлечь корень кубический из 64 и указать правильный ответ в ряду чисел.

Все мы - единая система

- Какие, на ваш взгляд, изменения обязательно нужно внести в существующие правила в ближайшее время?

- В целом я очень позитивно отношусь к тестированию и внесенным в него изменениям - результаты очевидны. Но осталось еще несколько вопросов, которые нельзя упустить из виду при доведении системы приема в вузы до полностью «рабочего» состояния. Вот они.
Надо поручить нашим специалистам - вузовским преподавателям и школьным учителям - вместе составить тесты, которые будут четко показывать не только знания человека, но и его умение этими знаниями оперировать.
Обязательно нужно вернуть привилегии при поступлении медалистам - ведь это настоящий золотой фонд молодежи! Если человек в школе долгие годы учится на «отлично», это показатель и таланта, и трудолюбия, и отличных способностей - нельзя оставлять их незамеченными, а нынешняя система позволяет им поступать в вуз только на общих основаниях.
Нужно изменить тестовое перешкалирование таким образом, чтобы оно показывало картину знаний конкретного человека, а не то, насколько он «умнее» жителей своего региона.
И обязательно окончательно реанимировать довузовскую систему подготовки. Мы обязаны подготовить абитуриентов по основным предметам - математике, физике, химии, начертательной геометрии, иностранному языку - согласно специфике вуза. Те знания и навыки, что она дает, говорят сами за себя: выпускники наших подготовительных курсов без проблем сдают тесты и в большинстве своем проходят благодаря этому на бюджетное обучение. Но было бы разумно внести для них особые условия приема - варианты такой возможности сейчас обсуждаются в МОНУ.
Все мы - Министерство образования, школы, вузы, центр независимого оценивания знаний - единая система и трудимся на общее благо. А внутри системы не может быть антагонизма. Нужно все сделать для того, чтобы эта система отбирала для высшей школы умных, талантливых, одаренных людей. Особенно для технических вузов - в этом будущее и прогресс нашей страны.


 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

работа сервисный инженер в ДнепропетровскетутДенис Шведов