Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Памятникам нужна подсветка, а Покровскому монастырю - новая ограда

Памятникам нужна подсветка, а Покровскому монастырю - новая ограда

Никогда не касалась рука реставратора

Реставраторам в нашем городе есть где развернуться. Состояние памятников архитектуры и просто старинных домов, мягко говоря, не очень радостное. Особого внимания требует одно-двухэтажная дореволюционная застройка, считают специалисты. В исторической части города десятки особнячков, к которым не прикасалась рука реставратора.
- У нас есть серия жилых одноэтажных домов, которые являются памятниками архитектуры. У жильцов не то что на их реставрацию, на текущий ремонт не всегда есть деньги, - говорит заслуженный архитектор Украины Павел Чечельницкий. - В  нашем старом центре много одноэтажных домов, которые находятся в аварийном состоянии.
Они есть на Полтавском Шляхе, улицах Руднева, Рымарской, Дарвина, Чернышевской...
Дышит на ладан и кирпичная ограда Покровского монастыря, ее срочно нужно менять, говорят архитекторы.
- Она в аварийном состоянии, вот-вот рухнет... Практически это самопал, даже не было проекта на ограду. Церковники лет пятнадцать назад сами поставили ее взамен той, что разрушилась. Под ней сделали плохой фундамент, который сейчас ползет по склону в сторону ул. Клочковской. К ограде подвели перпендикулярные стенки, но они тоже разрушаются, - сетует Павел Георгиевич.
Судьба обветшалой стены волнует церковников. Но пока что-либо сделать с ней нет возможности.
- Это очень серьезный вопрос, он будет решаться на городском уровне, - говорят в харьковской Епархии. - Ограду надо реконструировать и восстанавливать подлинные границы монастырской земли.

«Что за глыба стоит в темноте»...

Скульптор Сейфаддин Гурбанов ратует за подсветку памятников, от нее лицо города только выиграет, а произведения ваятелей не будут теряться в сумраке, считает он.
- Едешь вечером по Пушкинской и пугаешься, такой вид у памятников... Непонятно в темноте, что за глыба стоит. Взять, например, бюст Скрыпника... Я бы хотел, чтобы все памятники получили подсветку. Рядом со скульптурой Александра Невского поставили фонарики, но это не то, нужно делать точечное освещение, - говорит Гурбанов.
Скульптор Александр Ридный - за то, чтобы в Харькове почаще появлялись памятники.
- Реконструкция - это такая маниловщина... Кто ею будет заниматься? Надо новые памятники создавать, - считает Ридный. - При этом не обязательно все делать гениальными. За границей на 100 штук пять гениальных, остальные - хороший средний уровень. Вот этого нам не хватает.
Пример того, что Ридного не устраивает в Харькове, - следы реконструкции 1990-х годов. От них можно было бы избавиться без сожаления.
- На Сумской, напротив сгоревшего дома, есть гранитный цоколь. Тогда подобные мавзолеи казались шиком, а сейчас как-то не очень, - разводит руками скульптор.

В тему

Важно не переборщить

В процессе реставрации зданию возвращают первозданный вид, тут главное сохранить детали, фактуру, поясняют архитекторы. Но с этим в наших краях, увы, не принято считаться.
- Стало нормой выравнивание фасада под идеально ровную поверхность. У  большинства зданий XIX - начала ХХ века был неровный, провинциальный живописный вид, так называемая известковая затирка под рукавицу. Прелесть этой фактуры в неровности, проступают кирпичики, видны швы, структура кладки... Когда такие здания оштукатуриваются под линейку, образ города убивается, - говорит начальник группы проектно-реставрационного отдела ГП «Укргорстройпроект» Денис Вотченко. - Первое, что приходит в голову - Покровский собор, памятник украинского барокко второй половины XVII века. Таких примеров масса - на Сумской, Рымарской, раньше здание выглядело кусочком старины, а после ремонта превратилось в схему.