Юлия ЗИНЧЕНКО (11 ноября 2010)
Харьковский метрополитен: мифы и реальность. Часть вторая.

Харьковский метрополитен: мифы и реальность. Часть вторая.

Комментарии: 2
Фото Леонида КУЛИКОВА.

Животные, драгоценности, мамонты

Чего только ни находили строители, когда прокладывали тоннели нашего метро. Главной «знаменитостью» стала рыба, которую нашел маркшейдер Филипп Вороной при строительстве станции «Исторический музей». Благодаря Вороному ископаемое осталось неповрежденным и попало в руки археологов. Возраст этого образца - 33 миллиона лет!
Филипп Вороной рассказывает, что старался не обращать внимания на подземные пустоты, которые иногда тоже встречались на пути проходческого щита.
- Наша задача была в сутки поставить определенное количество колец, - поясняет Филипп Алексеевич. - И если мы что-то встречали, то для нас это было только горе. Потому что выработка - это авария, несчастные случаи, обвалы. Как говорят в горном деле, природа не терпит пустот. И если мы встречаем какую-то пустоту, значит, что-то может произойти. Поэтому старались как можно быстрее пройти.
Однако запомнилась Вороному кирпичная кладка необычной овальной формы заостренной кверху.
- Что это могло быть, мы не разбирались, - говорит маркшейдер. - Щитом прорезали и пошли дальше. Помню, что когда вскрывали котлован под «Советской», находили лодки, выдолбленные из бревен, предметы быта наших предков, массовые захоронения людей и животных.
Были и драгоценные находки.
- Находили драгоценные металлы и камни, - говорит экс-начальник электродепо «Салтовское» Дмитрий Лозовой. - Это были украшения наших предков и серебреная утварь из домашнего обихода. При строительстве станции «Советская» находили останки скелета мамонта. А зуб от этого скелета до сих пор хранится в метрополитене.

Разводили рыбу и выращивали грибы

В 1980-х и 90-х годах метрополитен занимался весьма интересной подсобно-вспомагательной деятельностью.
- «Пушкинская» - самая глубокая станция харьковского метрополитена. Высота подъема по вертикали около 30 метров. Технологический тоннель, оставшийся после пуска станции под землей, использовали как плацдарм для выращивания шампиньонов, - рассказывает Дмитрий Лозовой. - Была создана структура, работающая на хозрасчете. Материал закупали по тем временам самый лучший - в Ленинграде. Процесс выглядел так. В электродепо на поверхности материал в специальных камерах проращивали. Ночью его грузили на дрезину и отвозили на «Пушкинскую». Секрет успеха круглогодичного урожая прост - зимой и летом одна температура воздуха.
Кроме того, метрополитен разводил и выращивал речную рыбу в нескольких прудах Харькова. Однако, мода на эту деятельность прошла, бизнес требовал все больших затрат и более серьезного отношения.

Призраки и аура на «Советской»

Любители мистики и городских легенд частенько вспоминают, что два депо нашего метро возвели на месте бывших кладбищ. Электродепо «Московское» находится там, где раньше был поселок Евгеньевка и поселковое кладбище, а электродепо  «Салтовское» построено в пойме реки Харьков, между Журавлевской плотиной и улицей Академика Павлова, где, когда-то тоже было захоронение. Мрачноватые байки, легенды и истории, связанные с «проклятыми местами», гуляют в народе, знают их и сотрудники метрополитена. В истинность многих легенд они не верят, но некоторые пересказывают с большим удовольствием.
- На моей памяти было два похожих случая, - начинает свой рассказ Дмитрий Лозовой. - Один на Холодногорско-заводской линии на перегоне между станциями «Центральный рынок» и «Южный вокзал» и второй на Салтовской линии между «Пушкинской» и «Университетом». От пассажиров поступила информация о том, что человек прыгнул на путь и побежал в тоннель. В след мгновенно выслали работников милиции и службы пути. Но никого не нашли. Более того, когда просматривали записи с камер слежения, оказалось, что человека они не зафиксировали, а записали «нечто», похожее на теневую ауру в дымке.
Есть еще одна мистическая байка о том, что если сфотографироваться на станции «Советская» во время прибытия поезда на пленку, то на фотографии будет отчетливо видна аура человека.
- Лично я не пробовал, не верю, да и несанкционированная фотосъемка в метро запрещена, - предупреждает Дмитрий Юрьевич.  

Из первых уст

«Она сидела на путях и была похожа на собаку»

Метрополитен регулярно становится местом суицидов. Уберечь людей от покушения на собственную жизнь невозможно, поэтому каждый третий из машинистов хоть раз, но сталкивался с подобной ситуацией. Иногда оказывалось, что поезд чуть не задавил пьяного, а иногда - под состав попадал  настоящий самоубийца.
- У меня подобных случаев, когда я работал машинистом, было аж три! - вспоминает Дмитрий Лозовой. - 18 лет тому назад я работал машинистом на Холодногорско-заводской линии. Около 22.00 при отправлении со станции «Комсомольская» (ныне «Маршала Жукова») в свете фар в междупутье я увидел черный силуэт, похожий на собаку, сидящую ко мне спиной. Реакция была мгновенной. Применил экстренное торможение. Позже увидел, что это девушка, сидит между рельсами, на шпалах, спиной к движущемуся поезду. Но контакта с поездом избежать не удалось. Извлекали ее из-под вагона вдвоем  с машинистом Виктором Малышевым, который пришел мне на помощь.
Девушка была еще жива после удара, ругалась и читала вслух какие-то тексты на непонятном языке, вспоминает Лозовой. Однако в больнице ее спасти не смогли...

Важно!

Простые советы тому, кто случайно оказался на путях

1. Ни в коем случае нельзя пытаться выбраться самому -? можно попасть под  контактный рельс напряжением 825 вольт.
2. Двигайтесь к концу станции, в сторону электронных часов -? там есть специальная ниша, находиться в которой безопасно.
3. Следует оставаться там до тех пор, пока работник станции не поможет вам подняться с помощью специальных ступеней. Если же вы не можете двигаться или поезд уже близко, надо лечь в углубление между рельсами, не высовывая наружу частей тела или одежды.
4. Свидетелям несчастного случая нужно двигаться в сторону, противоположную от часов, и подавать машинисту сигналы в виде кругового движения руки, что значит «Стой!» для всех видов транспорта.

Некоторые факты о метро

- Лондонское метро строила компания, под названием «Метрополитен», в переводе «Столичный». Имя компании в последствии и стало названием нового вида городского транспорта.
- Харьковский метрополитен рассчитан на 400 лет круглосуточной бесперебойной работы.
- Ежесуточный объем перевозки около 800 тысяч пасс (в отдельные дни превышает 1 млн.). Это 45% от общего объема городских перевозок.
- Впервые среди метрополитенов СССР в харьковском была введена в эксплуатацию автоматизированная система управления движением поездов «автомашинист», разработали которую работники нашей подземки А.Я. Виноградов и В.Ф Филлипович.
- Для своих нужд ежесуточно метрополитен использует 1000 м3 воды, а общая сеть трубопровода превышает 90 км.
- Среднее потребление электроэнергии составляет более 100 млн. кВтч, в год.
- Впервые при строительстве харьковского метро маркшейдером Филиппом Вороным был применен лазер. С его помощью была построена станция «Исторический Музей». Лазер играл роль оси, которая была ориентиром при строительстве.

А еще был случай

В ноябре 2009 года прямо перед 7 ноября на станции «Ботанический сад» от таблички с одноименным названием отвалилась буква «С». И несколько дней люди заходили на станцию «Ботанический Ад».

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ>>
 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Светская хроника и ТВ

Спорт