Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Желающие работать с ВИЧ-инфицированными детьми выстраиваются в очереди

Желающие работать с ВИЧ-инфицированными детьми выстраиваются в очереди
Фото: Фото предоставлено администрацией Зеленогайского дома ребенка.

Это заведение - единственное в Харьковской области, где живут дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных родителей.

«О лекарствах помнят, как «Отче наш»

Детдом, изначально рассчитанный на детей с неврологическими патологиями, построили в поселке Высокий еще в 1967 году. Тихое, летом наверняка очень зеленое место, во дворе пасутся ослики, которых используют в пет-терапии, хорошая детская площадка... Два года назад здесь сделали капитальный ремонт на деньги от благотворительного концерта «Queen» в Харькове.
- Первую группу для детей, рожденных от ВИЧ-позитивных родителей, открыли в 2004 году, и на сегодня мы единственные в Харьковской области принимаем таких детей, - рассказывает главврач детского дома Игорь Титаренко. И сразу поясняет, опережая мой вопрос: - Нужно различать три категории: дети, больные СПИДом, ВИЧ-инфицированные и дети, родившиеся от инфицированных родителей.
Сейчас в Зеленогайском детдоме таких детей 15. Некоторые из них сироты - родители умерли от СПИДа, других отобрали у мам, которые не могут о них заботиться, к третьим родители иногда приезжают...
Самая старшая в группе - семилетняя Женя. Улыбчивая девочка с большими белыми бантами и совершенно без зубов (возраст такой — Авт.) Она оторвалась от мультика, чтобы со мной пообщаться. Но застеснялась так, что говорить за Женю практически все пришлось нянечке.
- Какой у тебя любимый мультик?
- «Маша и медведь», - еле слышно произносит девчушка.
А потом лезет на шкаф за большим розовым портфелем, доставать для меня свои тетрадки по математике и письму. Оказалось, что в школе ей не нравится, а нравится в живом уголке - там, где кролики и попугайчики. Совершенно обычная девочка, такая же, как и все. Увидела бы ее в обычном детсаду, никогда бы не заподозрила, что она чем-то больна. Единственное, чем отличается Женя от других ребят, - каждый день она пьет антиретровирусные препараты.
- Наш дети помнят о лекарствах, как «Отче наш», - говорит главврач. - Если ребенок с ВИЧ получает антиретровирусную терапию, то он может быть инфицированным и до 100 лет, а СПИДом не заболеет.

«У нас не было ни одного случая заражения»

Психолог Татьяна Фролова работает в Зеленогайском детском доме уже 12 лет. Рассказывает, что зачастую дети, рожденные от родителей с ВИЧ, поступают к ним в очень непростом состоянии.
- Это психическая травма, из которой достаточно тяжело вывести ребенка, - рассказывает Татьяна Николаевна. - В таких семьях дети зачастую не видят достаточно ни еды, ни игрушек, ни общения. И нам приходится их первое время просто вытаскивать из этого состояния.
Например, Татьяне Николаевне приходилось видеть, как ребенок подбегает к столу, хватает еду и куда-то прячется.
- Конечно, потом они адаптируются, когда понимают, что еды вдоволь, игрушек море, но адаптация иногда растягивается до года, - говорит специалист. - А бывает и так, что дети ведут себя агрессивно и обижают других.
Татьяна Николаевна уверена: дети с ВИЧ не опасны для общества и нужно еще очень постараться, чтобы заразиться от них.
- С 2004 года я работаю здесь и у нас не было ни одного случая заражения, - уверяет психолог. - Да, нам выдают перчатки, маски, но мы их применяем по желанию. Ведь если у ребенка психологическая травма и я приду к нему в маске и перчатках, то я точно ничего не добьюсь, больше напугаю. Общество просто не понимает, что есть намного более страшные заболевания - такие как туберкулез, всевозможные сифилисы... Заразиться ими намного проще.
Опасность инфекции связана только с кровью, а на этот случай в детдоме существуют четкие инструкции.

Жители Высокого устроили против детдома бунт

Но понимание всех этих моментов было в Высоком не всегда. В 2004 году, когда здесь появился первый ребенок, больной СПИДом, в селе начался настоящий бунт. Люди боялись такого соседства, а один из местных жителей даже клеил по поселку плакаты с надписью «Геноцид».
- Это была опала со стороны населения, которая, к счастью, быстро закончилась, - вспоминает Игорь Титаренко. - Я встретился с местными депутатами, объяснил, ответил на вопросы людей. Кроме того, нужно понимать, что для местных жителей наше заведение - это рабочие места. И мне удалось донести людям, что ВИЧ - это не страшно и не опасно. На того, кто писал о геноциде, я вообще подал в суд. После этого все прекратилось, и сейчас у нас
идеальные отношения.
Более того, в группы к детям с ВИЧ стоит очередь из желающих там работать.
- 5 лет назад, когда мы открывали первую группу, набирали сотрудников по трем пунктам: желанию, человеческим качествам и профессионализму, - продолжает врач. - Ни один сотрудник из этой группы не ушел. А сейчас у меня очередь на работу именно в эти группы. Конечно, людей привлекает материальная сторона - они получают 60 % надбавки за вредность. Кроме того, к ним хорошо относится администрация детского дома, да и с этими детьми просто интересно работать.

За пять лет усыновили 21 ребенка

Тем не менее будущее в Украине у таких малышей туманно. По закону они ходят в обычные школы, о том, что ребенок ВИЧ-позитивен, предупреждают только медработников, а те не имеют права разглашать подобную информацию.
Однако на практике таких детей в школах видеть не хотят. Соответственно в вузы для них дорога тоже закрыта. Самый лучший вариант - это быть усыновленными заграничными родителями. За два года из Зеленогайского детдома усыновили 21 ребенка. Пяти девочкам повезло вдвойне - их взяли к себе американские семьи, живущие по соседству, теперь дети даже ходят в одну школу - вместе со здоровыми сверстниками. Как скоро подобное отношение к особенным детям появится в нашей стране, никто прогнозировать не берется.

В тему

Саша (имя изменено - Авт.) был первым ребенком в группе для детей с ВИЧ, открытой Игорем Титаренко. Родители мальчика передали ребенку вирус и умерли от СПИДа. Вовремя его лечить не начали, поэтому в Зеленогайский детский дом он попал уже со СПИДом. Врачи клиники, из которой его перевели, были уверены, что ребенок не проживет и полгода. Но специалистам детдома удалось поднять этого мальчика на ноги.
- Мы его довели до 7 лет, и он у нас ничем не болел,  - рассказывает Игорь Александрович. - У него были идеальные показатели иммунной системы на фоне лечения, которое он получал.
В 7 лет Сашу удалось перевести в одну из школ Харьковской области. Один Бог знает, каких унижений и оскорблений мальчик натерпелся там, но прижиться так и не смог.
- Он вернулся к нам, - продолжает Титаренко. - После этого его не хотела принимать ни одна школа. И мы придумали такую схему: оформили Сашу в общеобразовательную школу, наши учителя устроились туда на полставки, а занимались с ним и другими детьми по индивидуальной программе.
По закону раскрывать детям их ВИЧ-позитивный статус не рекомендуется до 10 лет. Специалисты только грамотно подводят ребенка к этому. Но для Саши вопрос «Что со мной?» стал очень остро, ведь он видел рядом детей с явными проблемами — например, без рук и ног. У него, в отличие от них, вроде бы все было, но, тем не менее, ему постоянно приходилось принимать какие-то таблетки.
- И мальчик шантажировал нас тем, что отказывался их пить, - вспоминает Татьяна Фролова. - Тогда мне пришлось придумать ему сказку о крови. Я нарисовала лейкоциты, тромбоциты, инфекцию, попадающую в организм, и как с ней борются бойцы. И объяснила Саше, что у него таких бойцов нет, поэтому и надо пить капсулку, в которой они находятся. Мой рассказ его устроил, и больше он от таблеток не отказывался.
В результате мальчика все-таки удалось перевести в один из интернатов под Киевом. Сейчас Саша чувствует себя нормально.

Только цифры

62 ребенка, рожденных от ВИЧ-инфицированных родителей прошли через Зеленогайский детский дом, из них один болен СПИДом, 8 ВИЧ-инфицированных.
По информации областного центра СПИДа, на диспансерном учете в Харьковской области стоит 203 ребенка, рожденных от ВИЧ-инфицированных мам. У 42 - ВИЧ-позитивный статус, у 7 - СПИД.