Юрий ЗИНЕНКО (20 января 2011)
Мемориальные доски в Харькове висят не на своих местах

Мемориальные доски в Харькове висят не на своих местах

зачастую мемориальные доски висят не там, где действительно «жили и трудились…»

Специалисты отмечают: зачастую мемориальные доски висят не там, где действительно «жили и трудились…», а иногда и содержат неверную информацию. О подобных «ляпах увековечивания» мы расспросили историков и этнографов.

 Все таблички профессорам лепят на библиотеку

Распространенной глупостью в Харькове знатоки называют расположение мемориальных досок, которых по городу насчитывается почти четыре сотни. Как выяснилось, те, кто их вешает, не всегда соблюдают историческую точность.

- Самый яркий тому пример – мемориальная доска академику Сумцову на ул. Университетской, 13, где находится областной архив, - объясняет «Комсомолке» известный харьковский этнограф и историк Михаил Красиков. - Дело в том, что это здание было построено в начале ХХ столетия, а на доске написано, что в этом доме Сумцов работал в 1876 - 1922 годах. Этого просто быть не могло! На самом деле ее должны были повесить на старое университетское здание по другую сторону улицы.

Не повезло с точностью увековечения и другим известным ученым Харьковского университета. (например, этнограф Дмитрий Яворницкий и славист Марин Дринов). Вместо того чтобы разместить памятные знаки на корпусе инженерно-педагогической академии, доски вешают на здании университетской библиотеки.

Доска Олесю Гончару, по мнению этнографа, и вовсе логичнее смотрелась бы на здании бывшего филфака (ул. Мироносицкая, напротив управления СБУ). Ведь именно там учился литератор.

- А у нас все лепят на библиотеку, - разводит руками Михаил Михайлович. - Единственная уместная там доска посвящена Рубинскому, библиотекарю, который это здание построил и в нем работал, остальные не имеют никакого отношения. Думаю, это происходит потому, что это единственное здание в центре, которое принадлежит ХНУ.

Яворницкого и Мечникова приблизили к кончине

Некоторые объекты, которые появились в Харькове с целью увековечить ту или иную персону, зачастую изображаются явно без изучения биографии человека.

- Дмитрий Яворницкий изображен на мемориальной доске (та же библиотека ХНУ) в весьма почтенном возрасте, а нужно было, на мой взгляд, представить молодым и красивым человеком, в которого влюблялись и девушки, и замужние женщины. Именно таким помнит его Харьков, - говорит Красиков. – Такая же история и с памятником Мечникова на Пушкинской. Илью Ильича тоже нужно было запечатлеть молодым, а не ученым в возрасте. К сожалению, исторической корректности здесь не наблюдается.

Прах Квитки потеряли

Если разобраться с надгробными памятниками, выясняется, что в городе у нас немало так называемых кенотафов. Этот термин, придуманный греками, означает, что надгробие находится в месте, которое не содержит останков покойного.

Одной из причин такого явления стало, к примеру, «переселение» останков людей, похороненных на бывшем 1-м городском кладбище (нынешний Молодежный парк). В итоге там остались только четыре могилы. Причем, по одной из версий, на самом деле одна из них - могила художника Васильковского - пустая.

- Интересная история произошла и с останками Квитки-Основьяненко, который был похоронен на Холодногорском кладбище, - рассказывает Михаил Красиков. – Когда решили перенести его в другое место, туда сначала доставили надгробный камень, а прах перевезти сразу что-то помешало. А когда вспомнили, что неплохо туда бы еще и останки перенести, место захоронения не нашли. Фраза на надгробии "Квитки "Здесь покоится..." - из разряда "не верь глазам своим". На месте же бывшего захоронения Квитки сейчас находится стадион с названием «Трудовые резервы».

Кстати, вариант с местом установки памятника Квитке Красиков считает не совсем удачным. И называет два других, которые были бы уместнее: Квиткинский парк на Основе и Гончаровка, которую драматург прославил в своей пьесе «Сватання на Гончарівці». Тем более что Малогончаровская и Большая Гончаровская улицы сохранили свои названия.

Кстати

Петровскому не повезло с Дзержинским

Не всегда можно объяснить логично даже названия харьковских улиц. Скажем, всезнающие представители городской комиссии по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды так и не смогли выяснить, почему переулок Долгожданный на Основе назвали в 1950-е годы именно так. Зато специалисты знают, как получилось, что одна улица называется одновременно и Сумской, и Белгородским шоссе – направления ведь разные.

- Сумская улица была изначально дорогой на Сумы, шла до нынешней площади Свободы, и где-то в районе современной ул. Ромена Роллана спускалась на Клочковскую. Кстати, часть Клочковской в районе Павловки в свое время называлась Большой Сумской, - говорит ответственный секретарь комиссии Алексей Хорошковатый. - А Белгородское шоссе построили только в 30-х годах ХIХ века. По одной из легенд, брусчатка на Сумской и на площади – это первоначальное замощение шоссе.

А вот директор Мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых Виталий Власко удивляется по другой причине. Мол, в Харькове именем дважды Героя Валентины Гризодубовой даже улицу не назвали, хотя есть носящие имена ее отца и ее соратниц Осипенко и Расковой.

- Дело в том, что Гризодубова жила дольше всех и, естественно, при жизни она не могла быть увековечена, - объясняют в топонимической комиссии. - В 1968 году увековечили память ее отца Степана Васильевича, а сама летчица умерла в 1990-е. Мне кажется, плодить похожие названия – будет путаница. Теоретически можно переименовать Гризодубова в Гризодубовых, но есть проблема: это вызовет затраты у граждан, проживающих на этой улице.

Среди прочих уличных несуразностей можно вспомнить и название ул. Петровского. Сам Григорий Петровский жил в доме на ул. Мироносицкой, о чем напоминает соответствующая табличка. Но в 1950-е годы переименовать Дзержинскую (тогдашнее название Мироносицкой) в Петровского не решились, и именем революционера назвали ближайшую улицу, которую было можно.

В тему

Памятник Независимости поставили на месте позорного столба

Один из проколов, отмечаемых людьми, которые интересуются историей Харькова, - место расположения памятника Независимости на пл. Розы Люксембург. Как выяснилось, его установили аккурат там (плюс-минус несколько метров), где ранее стоял… позорный столб. Возле него наказывали провинившихся харьковчан и зачитывали царские указы.

- В итоге у людей, знающих историю города, возникает довольно смешная параллель с прошлыми событиями, тот столб и этот памятник невольно ассоциируются друг с другом, - рассказывает Михаил Красиков. – А у биологов, кстати, вызывает недоумение изображение птицы — она, оказалось, представляет незнакомый науке вид.

загрузка...
загрузка...

Политика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт