Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Боясь пени, харьковчане кинулись платить за коммуналку

Боясь пени, харьковчане кинулись платить за коммуналку
Фото: Фото из архива "КП".

В отделениях «Мегабанка» удлинились очереди

Предприятия, предоставляющие харьковчанам жилищно-коммунальные услуги, на возвращение давних долгов с помощью пени особо не рассчитывают. Идут другим путем. Скажем, «Харьковгоргаз» использует для этого суды (в 2010-м было более тысячи исков), «Коммуночиствод» - выездные мероприятия (личное общение с нерадивыми абонентами) или, как крайнюю меру, - отключение канализации.
- Нашим потребителям пеню начислять особо не за что, потому что уровень расчетов стабильно превышает 100 %, - говорят на предприятии. - А проведение адресных комплексных мероприятий, в том числе сбора платежей по лицевым счетам, дает огромный положительный результат. Подобный вид сотрудничества мы понемногу внедряем и на КП «Вода», которое присоединяется к нашему предприятию.
Тем не менее жители Харькова уже отреагировали на угрожающую семейным бюджетам опасность начисления пени. Как сообщили «Комсомолке» в одном из банков, люди стали активнее платить у них по счетам от коммунальников.
- После Нового года мы заметили, что в наших точках люди действительно выстраиваются в очередь более массово, - подтвердила заместитель начальника Единого расчетного центра по обработке квитанций «Мегабанка» Елена Чунихина. - Какие именно услуги оплачиваются лучше, сказать пока не можем.

Эксперт: потребителю тоже должны платить

Специалисты тем временем считают, что паникуют харьковчане зря: взимать пеню с абонентов коммунальникам будет не так-то просто. Как минимум, для этого необходим подписанный абонентом договор с КП, в тексте которого эта самая пеня предусмотрена.
- Если в договорах, которые заключаются индивидуально, пеня предусмотрена, то она будет платиться, - рассуждает эксперт по ЖКХ Харьковской правозащитной группы Михаил Гаевский. - Но эта ответственность за выполнение обязательств, то есть штрафные санкции, должна наступать в двустороннем порядке. Допустим, я плачу пеню за не вовремя внесенный платеж, а коммунальные предприятия должны мне платить пеню за то, что они предоставляют мне некачественные услуги или услуга отсутствует совсем. Без такого договора у харьковчан не имеют права требовать никакой пени. Под одну гребенку всех стричь нельзя.
Специалисты не исключают, что люди могут подписывать документ, даже не читая его. В этом случае потребитель сам виноват в том, что ему теперь всегда придется помнить о финансовых санкциях.

Психолог: злостные неплательщики не расстроятся

Как объясняют психологи, информация о начислении пени вряд ли даст положительный эффект, поскольку это никак не стимулирует должников и в то же время отрицательно влияет на нервную систему потребителей.
- Дело даже не в проценте начисления, а в самом факте того, что человек может что-то потерять. Примерно то же самое происходит и после потери кошелька с небольшой суммой, - объясняет профессор кафедры психологии ХНУ им. Каразина Евгений Заика. - Факт угрозы приводит в беспокойство даже порядочных людей без задолженностей, а таких, насколько я знаю, подавляющее большинство. Злостные же неплательщики вряд ли расстроятся, если сумма долга у них немного подрастет - они и так не платят.

А в это время

На квитанциях печатают мобилки директоров КП

Потенциально каждый харьковчанин теперь может задать беспокоящий его коммунальный вопрос гендиректорам КП «Харьковские тепловые сети» и КП «Харьковкоммуночиствод» (а теперь и КП «Вода») Сергею Андрееву и Ивану Коринько. Мобильные телефоны руководителей есть в каждой квитанции за услуги этих предприятий. Впрочем, позвонив по указанным номерам телефонов, мы так и не услышали голоса директоров - вместо этого получили предложение оставить свое сообщение на голосовой почте.