Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Метро vs маршрутки: что должно стоить дороже?

 

 

«Комсомолка» разбиралась, из чего складывается новая стоимость, и насколько оправдана разница в тарифах  коммунального метро и маршруток- «частников».

Масштаб затрат АТП и подземки не сравним

Пока что средняя цена проезда в городском автотранспорте составляет 2 - 2,5 грн, и практически все перевозчики примерно раз в полгода обращаются в мэрию с просьбой разрешить им повысить стоимость услуг. Аргументируют всегда одинаково: бензин и запчасти подорожали, минимальная зарплата повысились.
Метро тоже анонсировало подорожание. С полутора, которые держатся почти два года, до двух гривень, то есть на 50 копеек. Когда намерения транспортников воплотятся в жизнь, выиграют пассажиры «подземки». Самая дешевая маршрутка все равно обойдется дороже.
Между тем специалисты утверждают: затраты метрополитена сейчас намного выше, чем затраты автотранспортного предприятия.
- У АТП они минимальные, а у метрополитена колоссальные. Подземке необходимо обслуживать и эксплуатировать тоннели, путевое хозяйство, метромост, депо, - перечисляет старший преподаватель кафедры электротранспорта Харьковской академии городского хозяйства Артем Сосипатров. - Не забывайте и о сотрудниках метрополитена, которые получают абсолютно легальную зарплату. В то время, как у водителей маршруток в большинстве своем зарплата «по-белому» минимальная.
К тому же льготников без претензий возят именно под землей, а не над ней - тоже важный фактор. Ноу-хау от подземки стало внедрение пластиковых проездных карт для льготников. Вообще, эта система платежных средств окончательно исключила возможность «черного оборота» денег в метро - все платежи проходят прозрачно. И это еще одно отличие от маршруток, где, как известно, билетика не допросишься.

В мире соотношение наоборот

- Практически везде в мире, где есть метро, стоимость проезда в подземке всегда больше, чем в маршрутном транспорте, - говорит заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко. - Метро всегда убыточное, а удовольствие это дорогое. В принципе, нам тоже необходимо повышать цену, причем еще больше двух гривен. Жетон должен стоить где-то в районе четырех-пяти гривен. Но для этого необходимо, чтобы все честно платили за проезд. Если все платят - можно и по 4 грн, если не все - нужно 5 грн.
Напомним, месяц назад директор КП «Харьковпасс» Максим Мусеев признался «Комсомолке», что себестоимость перевозки одного пассажира составляет в подземке около 4 грн.

Поезда ездят даже ночью

- Поезд не сможет двигаться, если не будет соответствующего оборудования и служб, которые нужно поддерживать в рабочем состоянии 24 часа в сутки, - отмечает Федор Поляков, главный экономист КП «Харьковский метрополитен». – Фактически, метро работает круглосуточно. Даже после полуночи подземка в движении: хозяйственные поезда развозят материалы, людей, - основные ремонты проводятся после закрытия. С 1 февраля у нас как у энергоемкого предприятия на 30 % подорожала электроэнергия, зарплата сотрудников привязана к растущей минимальной зарплате...
По словам сотрудников метро, даже новый тариф в 2 грн рассчитан так, чтобы работать в «нулевом» режиме. А если рост стоимости материальных и энергетических ресурсов продолжится, уже через полгода подземка снова будет вынуждена жестко экономить.

Кстати

Если сравнить скорость передвижения по городу электропоезда и автобуса, первый однозначно выигрывает. Скажем, 119-я маршрутка едет от ст. м. «Алексеевская» до ст. м. «Проспект Гагарина» 45-60 минут (в зависимости от заполненности улиц транспортом), а под землей то же расстояние пассажир преодолевает за 30 минут (с пересадкой на «Спортивной»). Итого - 15-30 минут разницы, которая становиться еще больше при пробках и плохой погоде.
Еще один безусловный плюс подземки, который с ходу назовет любой пассажир, - поезда ездят четко по графику.