Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Харьковские ученые выводят бессмертных крыс и каталогизируют звезды

Фото: Каталог поможет космическим аппаратам более точно ориентироваться в звездном пространстве, - объясняет практическую пользу от научного труда Петр Федоров.

Жить в несколько раз дольше - вполне реально

Можно ли жить вечно - этот вопрос не дает покоя сотрудникам НИИ биологии ХНУ.
- По одной из гипотез, мы стареем потому, что в организме происходят поломки, накапливаются какие-то ошибки, исчерпываются ресурсы, и в конечном итоге он умирает, - говорит директор НИИ биологии ХНУ им. Каразина, геронтолог Анатолий Божков. - Сегодня мы не можем говорить, что завтра обеспечим вечную жизнь. Теоретически мы осознаем, что это возможно, но практически таких инструментов для человека нет. Для более простых систем, таких, как одноклеточные организмы, растения, это становится реальностью.
Результаты исследований впечатляют. Ученые смогли в 12 раз увеличить продолжительность жизни одноклеточных организмов (с 50 - 60 дней до двух лет). Удалось им и отсрочить смерть лабораторных крыс.
- Лабораторные крысы в среднем живут 2 - 2,5 года, у нас - 3,5 года, а некоторые и четыре. Думаю, что в ближайшие 15 - 20 лет для экспериментальных животных мы сможем увеличить продолжительность жизни в два раза, - предполагает Анатолий

В ближайшие 15 - 20 лет для экспериментальных животных мы сможем увеличить продолжительность жизни в два раза,- рассчитывает Анатолий Божков.

Иванович. - Мы даем подопытным животным корма в рамках разных диет, главный принцип которых - не дать крысам сильно увеличивать массу тела. Они медленно растут, но при этом все жизненно важные функции сохраняются.
Конечно, все эксперименты стремятся к главной цели - научить людей жить дольше. В этом вопросе харьковские исследователи настроены достаточно оптимистично. Они уверены: если создать оптимальные условия внешней среды, питания, системы регуляции организма, то человек вместо сегодняшних 80 лет может вести активный образ жизни и до 125 - 130.
- Проблема в том, что пока неясно, что включают в себя оптимальные условия для человека. Над этим и работают в настоящее время специалисты НИИ биологии ХНУ  им.Каразина. Если геронтологи находятся на верном пути и сохранится темп развития науки, в ближайшие 50 - 100 лет можно переводить этот вопрос в практическую плоскость, - уверен Божков.

Кстати

Стресс во благо

Ученые установили, что продлевают жизнь небольшие стрессы. Хоть и звучит это довольно парадоксально, но подтверждено экспериментами.
- Зависит от того, какой это стресс, с каким интервалом вы получаете его, как организм к нему подготовлен, - объясняет директор НИИ биологии. - Если стресс незначителен, он во многом во благо. Пример мягкого стресса - любовь. Самый оптимальный «мягкий» стресс – вы хотите кушать, но холодильник пустой, а магазины закрыты... До завтрашнего дня придется голодать. Такой стресс является благотворным для организма. Подопытные животные у нас получают подобные стрессы с определенной периодичностью.

Домчаться в Киев за 1 час

Харьковский изобретатель Александр Мовчан готовится начать испытания транспорта

Вместо езды на поездах и машинах Александр Мовчан предлагает «летать» по трубам.

будущего. Его идея казалась бы фантастической, если бы с успехом не прошла уже экспертизу ученых университета строительства и архитектуры. Внешне супертранспорт похож на американские горки: в трубе диаметром два метра несутся кабинки, рассчитанные на 4 - 6 человек. При этом скорость кабинок «космическая» - от 100 до 500 км в час. Люди в них едут полулежа. Трубы не повторяют рельеф местности, потому что находятся на высоте 6 - 9 метров от земли. Работает система на электричестве, при этом затрачивается минимум энергии.
Валерий Гук, профессор кафедры урбанистики ХГТУС, изучил идею, сделал расчеты и согласился, что система вполне рабочая.
- Расстояние в 40 км можно преодолеть всего за 15 минут, а от Харькова до Киева добраться за час, - обрисовывает Гук перспективы внедрения ноу-хау.
В ближайшее время Александр Мовчан планирует начать опыты.
- Рельсы и кабинки я сделаю сам, - говорит изобретатель. - Но главное - управление, для его создания у нас есть заводы «Коммунар» и «Хартрон». Сначала я планирую развивать скорость 150 - 300 км в час, дальше - больше.

Сорбент «ест» радиацию

Новая разработка нашего Института монокристаллов стала особенно актуальной после аварии на японской АЭС «Фукусима». Наши ученые вместе с коллегами из Института органической химии НАН участвовали в создании сорбентов, способных извлекать из веществ радионкулиды.
- Заказчиком в данном случае выступают предприятия, которые работают с радиоактивными отходами или продуцируют их, - рассказывает Валентин Чебанов, заместитель гендиректора НТК «Институт монокристаллов» НАН Украины по научной работе.

Новой разработкой «Монокристалла» уже заинтересовались в Канаде.

Кроме того, после Чернобыля обнаружился так называемый эффект размывания радионуклидов.
- Цезий-137 и стронций-90 потихоньку вымывались грунтовыми водами и через растения и животных распространялись все дальше от источника загрязнений, - продолжает рассказ коллеги ученый секретарь Илиас Щербаков. - Соответственно, есть необходимость обнаружения радионуклидов в небольших количествах в окружающей среде - водоемах, почвах и т. д. Такая проблема сегодня стоит и в Японии. Там говорят о заражении гамма-активными элементами, но никто не говорит об альфа- и бета-активных веществах, которые простым способом просто нельзя определить.
Конечно, и раньше существовали сорбенты, которые извлекали радионуклиды, но только лишь после того, как вбирали в себя все остальные элементы -  например, магний и кальций. Наши специалисты создали «умный» сорбент, который будет «вытаскивать» только радиацию, оставляя все прочие элементы на месте. Сейчас на это вещество оформляется патент. Сразу после этого материал планируют пустить в производство.
- Наши партнеры из Канады жаждут его получить, - говорят в институте. - Возможно, канадцы будут первыми покупателями.

Переписали более 300 млн звезд

Огромную работу по изучению звезд проводят в НИИ астрономии ХНУ им.Каразина. Не так давно ученые института составили каталог звезд, который можно назвать самым достоверным из всех существующих.
- В ХХ веке в мире было создано достаточно много каталогов звезд, - рассказывает Петр Федоров, завлабораторией астрометрии и звездной астрономии. - Для повышения точности данных, представляемых в астрометрических каталогах, был задуман космический проект под названием «Гипаркос». В 1989 году одноименный спутник был запущен на орбиту Земли. С его помощью в течение 3 лет выполнялись налюдения за звездами из космоса. Результатом работы стал каталог, содержащий примерно 120 тысяч положений и собственных движений звезд. В настоящее время этот каталог является международным астрономическим стандартом.
Однако лет 10 назад харьковские ученые заметили: «Гипаркос» не настолько точен, как заявляли его создатели, и с того времени началось создание нового каталога. Путем комбинации наземных данных из различных каталогов и их математической обработки был создан новый каталог, получивший в дальнейшем название ХРМ. Это небесная сетка координат, существенно более плотная, чем сетка каталога «Гипаркоса».
Кроме фундаментального научного значения, работы харьковских ученых имеют ежедневное практическое применение.
- Спутники постоянно фиксируются относительно звезд, - поясняет Петр Федоров. - Чем более точно они фиксированы относительно звезд, тем более точно можно определить нахождение человека на поверхности Земли с помощью системы GPS. Кроме того, каталог поможет космическим аппаратам более точно ориентироваться в звездном пространстве.
Каталог представляет собой несколько дисков, на которых и собрана вся информация. Данные труда представлены в международном центре астрономических данных в Страсбурге (Франция) под номером I/319.

Фото предоставлено НИИ биологии ХНУ им. Каразина, НТК "Институт монокристаллов" и автора.