Александра РОЖНОВА (8 июля 2011, 12:12)
Леонид Товажнянский: «Миссия НТУ «ХПИ» - готовить элиту государства»

Леонид Товажнянский: «Миссия НТУ «ХПИ» - готовить элиту государства»

Во время приемной кампании без системного подхода не обойтись, - убежден ректор НТУ «ХПИ».
Накануне старта приема абитуриентов ректор НТУ «ХПИ» Леонид Товажнянский рассказал «Комсомолке» о положительных нововведениях этого года и «подводных камнях» вступительной кампании.
 
Министерство добавило ноу-хау
 
- Леонид Леонидович, изменились ли в 2011 году условия приема в вузы?
 
- Конечно! Сейчас подходить к приему так, как это было раньше, практически невозможно. Как у нас долгое время была построена система? Абитуриент, школа, выпускные экзамены, конкурс и зачисление. Медалисты шли по собеседованию, а у тех ребят, которые ходили на подготовительные курсы, были свой конкурс и экзамены.
 
Сегодня все гораздо сложнее: абитуриенты вначале регистрируются для прохождения ВНО, пишут тесты, в том числе и пробные. Потом полученные результаты нужно перешкалировать в рейтинговые баллы, совместить их со школьным средним баллом.
 
В итоге список участников процесса значительно вырос: абитуриент, средняя школа, вуз, Министерство образования, Центр оценивания знаний и общество.
 
Хотелось бы отметить, что все нововведения Министерства образования направлены на усовершенствование данной системы с учетом интересов всего общества. В 2011-м к ноу-хау добавилось еще и так называемое электронное поступление. Так что теперь во время приемной кампании без системного подхода не обойтись!
 
- То есть теперь благодаря электронному поступлению абитуриенту не придется толкаться с документами в очередях?
 
- Именно. Применение компьютерных информационных технологий поможет уменьшить время, которое абитуриент тратит на подачу документов в несколько приемных комиссий, облегчить работу самих комиссий, а также унифицировать данные об абитуриенте в различных вузах.
 
В данный момент НТУ «ХПИ» полностью готов к реализации приема документов как через систему «Электронное поступление», так и по традиционной схеме. Наш университет проводил региональное совещание Сумы – Полтава – Харьков. Все вузы нашего региона прошли у нас школу с участием представителей Министерства образования и директора департамента высшего образования Ярослава Болюбаша. Участн икам с помощью компьютеров показали, как вся эта система будет работать. Мне кажется, что в будущем это будет один из основных способов регистрации в вуз.
 
В ХПИ протестировали около 900 желающих
 
- А вы участвовали в проведении ВНО? 
 
- Да, и в прошлом, и в этом году наш вуз принимал самое активное участие во внешнем независимом оценивании. У нас каждый день регистрировалось более 500 человек. Прошли пробное тестирование по украинскому языку и математике на нашей территории 560 и 284 человека соответственно (то есть всего около 850). Мы помогали провести тесты по иностранному языку, биологии, географии и химии. Это очень и очень важно. Таким образом, нас никто не может обвинить в том, что мы не решаем эту проблему.
 
- Насколько легко в нашей стране внедряется и приживается система ВНО? Много ли у нее сторонников?
 
- Тесты появились фактически благодаря усилиям нашего министра Дмитрия Владимировича Табачника. Без определенного сопротивления не обошлось. Тем не менее министерство сделало решительные шаги, и ВНО все-таки вошло в нашу жизнь и обеспечило системе существенное облегчение. К улучшениям условий приема в вуз можно отнести:
 
- возможность выбора языка тестирования;
 
- учет результатов тестирования прошлых лет;
 
- то, что абитуриенты, окончившие школу до 2008 года, имеют право выбора: сдавать экзамены либо записаться на тестирование;
 
- дополнительные баллы довузовской системы;
 
- учет среднего балла аттестата;
 
- дополнительные баллы для медалистов, которые вместе с победителями всеукраинских и международных олимпиад получают 50 дополнительных баллов за первое место, 40 - за второе и 30 - за третье;
 
- принимаются сертификаты ВНО с баллами ниже 124 при условии, что оценка по профильному предмету не ниже 170 баллов.
 
В проекте закона о высшем техническом образовании закладывается норма, которая позволит принимать в вуз как на основе тестирования, так и собеседования, экзамена, либо в другой форме. В целом мы видим, что в этом направлении все идет хорошо, и думаем, что решение этих вопросов в нынешнем году обеспечивает очень качественный прием независимо от того, что абитуриентов значительно меньше, а значит, и конкурс ниже. Это главная проблема.
 
Тесты нужно улучшать
 
- Все ли так гладко или все-таки есть и какие-то проблемы, связанные с ВНО?
 
- Я неоднократно обращал внимание на то, что в этой системе есть один узел – Центр независимого тестирования, который практически ничего не изменяет в своем содержании на протяжении трех лет. Речь идет о самих тестах. Мы обращали внимание, что содержание тестов и перешкалирование тестовых балов в рейтинговые нуждаются в улучшении. Мы подавали докладные записки в Министерство образования, у меня непосредственно была беседа с Дмитрием Владимировичем Табачником, который с пониманием отнесся к этой теме.
 
Мы говорили, что вопрос нуждается в доработке. Во-первых, тесты воспринимаются школой, абитуриентами и обществом как эталонный уровень знаний, который влияет на процесс подготовки. Во-вторых, подготовка школьников выпускных классов ориентируется на содержание и сложность тестов. В-третьих, возникает опасность такого явления как «натаскивание на тесты». В-четвертых, школьники, ориентированные на тесты, стремятся к минимизации «лишних» знаний. В итоге общий уровень подготовки постепенно снижается. К тому же рейтинговое перешкалирование тестовых баллов не позволяет сравнивать результаты тестирования в разных регионах и в разные периоды времени одного года, что приводит к разнице в рейтинговых баллах от 2 до 4,5 при равных тестовых баллах.
 
- Есть ли у вас предложения, которые бы помогли улучшить ситуацию?
 
- Конечно. Сюда можно отнести и предложенное нами усовершенствование методики перешкалирования результатов при проведении ВНО. Мы считаем, что для составления суммы конкурсных баллов сертификатов и среднего балла аттестата необходимо от рейтингового метода перейти к относительному, который будет показывать качество обучения по каждому предмету, по которому идет тестирование. Для того чтобы обеспечить профессиональную ориентацию абитуриентов для разных вузов, желательно при определении конкурсных баллов ввести весовые коэффициенты для предметов ВНО, школьный средний балл и участие университетов в отборе студентов. То есть речь идет о создании комплексных систем оценки знаний с учетом весовых коэффициентов. Это позволит повысить уровень подготовки абитуриентов в средней школе и даст возможность вузам повысить качество технического образования. При этом сохранить необходимые условия доступности образования, прозрачности приема и исключить частные влияния на процесс поступления в вуз.
 
К тому же на сегодняшний день во всех тестах практически отсутствует решение задач по математике, физике и химии… Практически нет ни одного задания, которое бы доводило до расчета, до числа. Простите, а как технический вуз может сформировать свой контингент, где в основном читаются математические дисциплины? Этого сделать невозможно, поэтому мы все время настаиваем на том, что тесты нужно совершенствовать и приблизить к школьной программе. Мы просим Министерство образования и надеемся, что в ближайшее время все школы и вузы будут организованы для создания отечественных тестов. Ведь это же не проблема, создать информационно сбалансированные тесты от простого к сложному. Думаю, что эта проблема начнет разрешаться в следующем году, а мы будем активно участвовать. Самое главное, что в этом году детям это не угрожает, так как абитуриентов значительно меньше.
 
Вопросы можно задать на форуме политехников
 
- Какое у вас настроение накануне старта вступительной кампании, ведь все понимают, что абитуриентов в этом году очень мало?
 
- Постараемся сделать все, чтобы приемная кампания прошла успешно. Всю информацию будем выставлять на сайте университета. К тому же у нас не первый год работает форум, где зарегистрировано более 4,5 тысячи пользователей.
 
Экономика страны не может развиваться без новых технологий, инновационных конструкций, продажи своих товаров за рубеж. А кто это все создает? Инженеры, которые воспитываются в технических вузах. Поэтому нет ничего удивительного, что стремление к фундаментальному техническому образованию все больше и больше овладевает умами родителей и их детей. Развитие любого общества строится на знаниях, которые можно получить только в университетах. Миссия наших вузов – готовить элиту государства, и мы к ней готовы. Чтобы идти в ногу со временем, мы каждые пять лет обновляем устаревшие дисциплины благодаря стажировке наших преподавателей и студентов за рубежом, приглашаем иностранных профессоров. Еще один немаловажный пункт - диплом европейского образца, ведь наш вуз одним из первых перешел на Болонскую систему обучения, созданы новые зачетные книжки и ведомости, выставляются европейские и отечественные оценки в европейском приложении к диплому.
 
«Трудоустраиваем 96 % выпускников»
 
- Как в вашем вузе обстоит дело с трудоустройством?
 
- Ежегодно 96 % наших выпускников получают распределение на первое трудовое место, а треть из них выполняют дипломные и научно-исследовательские работы. Это очень важно.
 
Кроме 23 факультетов, которые, по существу, сами могут считаться вузами, под эгидой университета находится и востребованный ныне НИПКИ «Молния», а также Институт танковых войск.
 
Думаю, что мощнейшая лабораторная база, наличие научно-исследовательских институтов, фундаментальных лабораторий в области транспорта, энергетики, механики, физики, химии, которые создавались более 125 лет назад, а также современные информационные технологии – это и есть основа качества обучения. В год получаем 28 - 30 грамот и наград, подтверждающих победы на олимпиадах. В прошлом году в Китае заняли 14-е место по командному программированию из 103 университетов, а начинали соревноваться 1800 университетов. Это великое дело.
 
Молодым людям нужно не только давать знания, но и помогать развиваться нравственно, духовно и физически. У нас есть и спорткомплекс с бассейном, и спортивные лагеря в Алуште и Чугуеве, где тренируются настоящие таланты. Мы уже в пятый раз заняли первое место на универсиаде Украины среди вузов, которые представляли более 10 тысяч студентов, никогда не возвращаемся без призовых мест и с всемирной универсиады. В этом году в Пекине Украину будут представлять 8 спортсменов-политехников. Есть Дворец студентов - уникальная планета с богатыми творческими традициями, где работают девять танцевальных коллективов, ансамбль скрипачей, хор… Всего в кружках художественной самодеятельности занимается более 1000 студентов.
 
Фото из архива «КП».
 
КОНКРЕТНО
 
Требования к тестам:
 
- соответствие утвержденным программам дисциплин, охват всего объема материала;
 
- сбалансированность структуры теста по уровню сложности;
 
- возможность получения объективных, надежных и валидных результатов тестирования;
 
- возможность оценивания разного уровня подготовки;
 
- наличие параллельных вариантов одинакового содержания, сложности и близкой вариации результатов.
 
ПОДРОБНОСТИ
 
Предложения по совершенствованию процесса ВНО и зачислению в вузы
 
- Доработать и усовершенствовать структуру и содержание тестов с целью качественной оценки уровня знаний выпускников, минимизировать использование закрытых заданий.
 
- К разработке тестов привлечь специалистов вузов и школ.
 
- С целью отображения фактического уровня знаний при проведении ВНО перейти к критериальной относительной шкалы оценивания.
 
- Сформировать методику выработки комплексного критерия с учетом особенностей направлений подготовки и приоритетным учетом профильных дисциплин.
загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт