Даже "свежекупленной" технике по 15 лет
На городских маршрутах до конца года останутся только автобусы не старше трех лет, обрадовал всех, кто беспокоится о собственной безопасности, директор департамента транспорта и связи мэрии Сергей Дульфан. И добавил: с частными перевозчиками об этом уже договорились. Решение, надо сказать, радикальное. Только по официальным данным, частникам придется обновить половину своих автопарков. Из 904 автобусов только 264 были куплены в 2011 году и 130 - в 2010-м и 2009-м, вместе взятых. Да и то, по словам перевозчиков, часть недавно приобретенных автобусов большой вместимости (например, МАНы) - это техника б/у со средним возрастом... 15 лет.
"Такого не будет!"
Несмотря на заверения представителя транспортного департамента, опрошенные нами перевозчики о грядущем ограничении возраста автобусов услышали впервые. И решили, что это, скорее всего, шутка, поскольку никаких документальных подтверждений этой инициативы не видели.
- Такого не будет, в этом даже сомнений нет, - убежден директор автопредприятия Валерий Дробушко. - Получается, накупили больших машин - и что теперь, сдать их в металлолом, потому что все они старше трех лет? Например, люди взяли кредит на пять лет, а через три года уже выбрасывать прикажете? Но за три года при таких тарифах ни один автобус себя не окупит!
Автоперевозчики объясняют, что у нас автобусы проходят техосмотр каждые полгода, и все проблемы устраняются. А покупать даже новые "Богданы" за 700 тысяч гривен - удовольствие сомнительное.
Состояние важнее возраста
В городской Госавтоинспекции "Комсомолке" отказались комментировать инициативу городских властей, но объяснили, что ни о каких возрастных ограничениях в законодательстве для пассажирского автотранспорта они не слышали.
- Если автомобиль находится в технически исправном состоянии, имеет все необходимые документы (в том числе лицензию), почему нельзя ездить? Какая, собственно, разница, сколько ему лет? - пожимает плечами начальник отдела профилактики городской ГАИ Олег Никоненко. - Таких ограничений на моей памяти никогда не было.
До недавних пор все транспортные средства, в том числе и автобусы, проходили техосмотр, о чем в ГАИ выдавали соответствующие талоны. Как объясняют на станциях техобслуживания, "молодой" возраст автобуса вовсе не является "бронебойным" свидетельством исправности.
- Да, новый автобус лучше в любом случае, так как он свежее, - соглашается Игорь, сотрудник СТО на ул. Шевченко. - Но если на нем за короткое время наездили сотни тысяч километров, все меняется. Иногда к нам приезжают 15-летние машины, которые выглядят лучше новых, и наоборот. Многое зависит от того, как на автобусе ездили, как за ним ухаживали и какие ГСМ заливали.
Комментарий ученого
Профессор Валерий ГУК: "В Европе гарантийный срок работы транспортного средства - минимум пять лет"
- С позиции безопасности движения новые автобусы действительно лучше и комфортнее старых, - говорит профессор кафедры урбанистики ХГТУСА Валерий Гук. - Однако в каждый автобус закладывается так называемое амортизационное отчисление, что он окупается через 5, 10, 15 лет. Если техника окупилась и за эти деньги можно купить новую - это нормально. В нашем случае за три года вряд ли окупается какой-то из новых харьковских автобусов.
Ученый предполагает, что в наших условиях техника может не выдерживать из-за переполненности пассажирами. При нынешней ситуации маршрутки быстро выходят из строя, и в таком случае ограничение в три года может действительно быть полезным.
- В Европе таких ограничений нет. Там по состоянию справка дается, и все. Там обычно гарантийный срок работы транспортного средства - минимум пять лет, - отмечает Гук.