Сегодня 26 июля +24°C
Лилия ПАВЛЕНКО (4 августа 2011)
Виктор ОСТАПЧУК:  Булгарии  на рельсах мы не допустим

Виктор ОСТАПЧУК: "Булгарии" на рельсах мы не допустим"

Комментарии: 2
Виктор Остапчук

- Виктор Николаевич, наши читатели ценят железнодорожный транспорт как самый доступный и надежный. Поэтому сообщения об отмене ряда электричек вызвали некоторые опасения и у жителей пригородных поселков, и у горожан-дачников: пересаживаться на маршрутки для многих из них не по карману.

- Опасения наших пассажиров совершенно напрасны, потому что мы пока собираемся отменять только несколько "малонаселенных" пригородных поездов. Согласитесь, возить воздух - дорогое удовольствие, тем более, что пригородные перевозки и так приносят дороге огромные убытки. К примеру, за первое полугодие нынешнего года - 306,5 миллиона гривен.
Хотя прежде всего я хотел бы сказать не о наших многомиллионных убытках, не о льготах на проезд, которыми пользуются семь из десяти пассажиров пригородных маршрутов, и даже не о мизерной компенсации за эти льготы, которую железная дорога чуть ли не выпрашивает, хотя должна получать автоматически.
Мы, железнодорожники, отвечаем за жизнь и здоровье людей. Эта ответственность входит в нашу плоть и кровь, и тяжесть ее груза, поверьте, не сравнима ни с чем.
Поэтому мы больше не можем молчать о ситуации, которая сложилась с обновлением парка пригородных поездов. Как отметил на недавнем совещании генеральный директор "Укрзалізниці" Владимир Васильевич Козак, на украинских железных дорогах используется подвижной состав, который создавали наши деды и отцы, и этот "отцовский ресурс" уже исчерпан. Мы не имеем ни профессионального, ни морального, ни человеческого права возить людей в вагонах, нормативный срок службы которых истек. Кстати, недавно всех потрясла страшная трагедия с теплоходом "Булгария", затонувшим на Волге. Словаки, которые построили это судно в 1955 году, очень удивились, что оно еще вовсю эксплуатировалось… Устаревшая техника советской эпохи, как бы мы за ней ни ухаживали, как бы ни ремонтировали, отжила свое. И у нас нет другого выхода, как отставлять неисправные вагоны. Пускать их в рейс и рисковать жизнями людей мы не будем. И "Булгарии" на рельсах не допустим.

- Почему же государство, которому железные дороги платят громадные налоги, не находит денег на обновление подвижного состава?

- Налоги действительно колоссальные. К примеру, Южная дорога — самый крупный налогоплательщик в Харьковской области. А в целом в нынешнем году в государственный бюджет и целевые фонды мы заплатим 1,8 миллиарда гривен.
Что же касается обновления подвижного состава, то, согласно поставленному президентом Украины Виктором Федоровичем Януковичем заданию по реформированию отрасли в течение 5 - 7 лет, в "Укрзалізниці" разработан проект кардинального обновления парка локомотивов и вагонов.

Харьковчане ценят электрички за их доступность и надежность.
Харьковчане ценят электрички за их доступность и надежность.


Чтобы вы поняли, насколько остро стоит вопрос по парку пригородных поездов, приведу только несколько цифр. За все 20 лет независимости Украины Южная железная дорога получила три новых электропоезда - в общей сложности 26 вагонов. Представляете, что такое 26 вагонов за 20 лет, если только в одном 1986 году мы получили их сразу 88! Тогда, в советское время, практически каждый год на дорогу приходили новые электропоезда. К примеру, за пять лет, с 1962-го по 1966-й, мы получили 208 новых вагонов электропоездов. Если осознать, сколько тогда прошло времени после Великой Отечественной войны, и сравнить с сегодняшними реалиями... Как говорится, без комментариев.
Новых дизель-поездов за двадцать прошедших лет мы не получали вообще. Правда, в 2006 - 2008 годах мы сумели приобрести восемь рельсовых автобусов польского производства, очень комфортных и экономных. Сегодня они курсируют на пригородных маршрутах Сумской и Полтавской областей, пользуются огромной популярностью у населения. Кстати, до этого на большинстве изданных участков железнодорожного пассажирского движения не было вообще, с момента постройки линии.
Без сомнения, мы прекрасно понимаем социальную значимость пригородных пассажирских перевозок, учитываем невысокий уровень доходов большей части населения нашей страны. Достаточно сказать, что в Украине тарифы на пригородные железнодорожные перевозки в шесть-восемь раз ниже себестоимости! Кстати, наши российские коллеги с Юго-Восточной дороги, где пригородные тарифы в пять раз выше, на традиционных наших встречах жалуются, что их пассажиры, которые едут из Белгорода в Харьков, берут билеты только до Казачьей Лопани. А дальше платят "по-украински"...

Южная железная дорога беспокоится о комфорте пассажиров (вагон перед выездом на маршрут).
Южная железная дорога беспокоится о комфорте пассажиров (вагон перед выездом на маршрут).


Но, кроме низких тарифов, у нас ведь еще 26 категорий льготников! В первом полугодии мы перевезли их порядка семи миллионов. Часть убытков от перевозок людей, которые имеют право на льготный проезд, должна компенсироваться областными государственными администрациями. Но, к сожалению, в среднем нашей дороге компенсировано всего 28 процентов.

- И что же намерена предпринять дорога? Смириться, уговаривать облгосадминистрации заплатить компенсацию, отменить еще больше электричек?

- Мы намерены выполнять задание генерального директора "Укрзалізниці" Владимира Васильевича Козака. Он поручил по каждой области просчитать прогнозируемые затраты на пригородный подвижной состав, на его ремонт в 2012 году. Затем озвучить эти цифры губернаторам и совместно с ними решать вопрос, на какое направление и сколько получится пустить электричек, сколько область будет готова компенсировать дорогам за льготные перевозки. Это должен быть своего рода госзаказ на убыточные пригородные перевозки.
Но в любом случае, повторюсь, неисправные электрички на линию мы не выпустим.

- А сколько средств выделено дорогой на ремонт электричек в этом году?

 

Было бы очень хорошо, если бы и пассажиры относились к транспорту уважительно и, как минимум, не портили имущество и не сорили в вагонах.
Было бы очень хорошо, если бы и пассажиры относились к транспорту уважительно и, как минимум, не портили имущество и не сорили в вагонах.

- За первое полугодие на ремонт пригородных поездов наша дорога потратила более 25 миллионов гривен. Это без учета еще 6 миллионов на текущее содержание, куда среди прочего включены затраты на работы по замене поврежденных пассажирами дверей, разбитых окон, раскуроченных сидений, порванного линолеума и так далее. К сожалению, далеко не все наши пассажиры обладают хотя бы элементарной культурой...
Надо сказать, что с каждым годом затраты на ремонт пригородных поездов возрастают. И не только потому, что повышается стоимость зап частей, металлопроката и т.д. Если, к примеру, вашем у автомобилю тридцать лет, а автомобилю соседа - три, то кто больше тратит на ремонт?
А у нас по состоянию на сегодняшний день исчерпали срок службы 25 составов электропоездов постоянного тока серии ЭР-2 (94 % от приписного парка), 7 составов электропоездов переменного тока серии ЭР-9П,М и 17 составов дизель-поездов серии ДР-1А, что составляет 100 процентов от их приписного парка.
Правда, согласно указанию "Укрзалізниці", при условии проведения соответствующей полной модернизации (к слову, очень дорогостоящей) срок службы электропоездов был продлен с 28 до 50 лет, а дизель-поездов - с 20 до 45 лет. Таким образом, более полувека эксплуатировать электрички мы не можем: ни один институт не берется за проекты последующего продления срока их службы. Как подчеркнул Владимир Васильевич Козак, такая техника потенциально опасна. Поэтому уже в следующем, 2012 году мы должны исключить из инвентаря (другими словами, порезать на металлолом) 84 вагона электропоездов, в 2013-м - 56 вагонов. И так далее — я ведь говорил уже, сколько мы получали электропоездов в 60-е годы...
В общем, как видите, проблема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. И откладывать ее решение невозможно.

А КАК У НИХ?

В федеральном бюджете России 2011 года предусматриваются средства на компенсацию убытков от пригородных перевозок в размере 25 миллиардов рублей, а сумма ожидаемых убытков - 40 миллиардов. Так что проблем там тоже хватает, и для их решения активно привлекаются местные власти. Для обслуживания пассажиров на паритетных началах с регионами созданы пригородные пассажирские компании. К концу 2011 года их общее количество достигнет двадцати семи. Согласно структурной реформе железнодорожного транспорта, пригородные перевозки будут осуществляться исключительно пригородными пассажирскими компаниями. Харьковчане ценят электрички за их доступность и надежность.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Ориентировочная стоимость нового моторвагонного подвижного состава производства ХК "Лугансктепловоз":
- электропоезд переменного тока ЭПЛ9Т (8-вагонный) - 75, 4 млн грн;
- электропоезд постоянного тока ЭПЛ2Т (8-вагонный) - 69 млн грн;
- межрегиональный электропоезд переменного тока - ЭПЛ9ТМ ( 8 - вагонный) - 93,3 млн грн;
- межрегиональный электропоезд постоянного тока ЭПЛ2ТМ (8-вагонный) - 78 млн грн;
- дизель-поезд ДЕЛ-02 (3-вагонный) - 41,8 млн грн.

Компенсация железной дороге убытков от перевозок граждан льготных категорий за январь - июнь 2011 года:
- Харьковская обл. - 21,9 %;
- Сумская обл. - 36,6 %;
- Полтавская обл.- 41,1 %;
- Черниговская обл. - 72,1 %;
- Кировоградская обл. - 41,6 %;
- Донецкая обл. - 18,3 %;
- Луганская обл. - 11,2 %.

В ТЕМУ

Людмила Авраменко, мойщица-уборщица вагонов:

Людмила Авраменко
Людмила Авраменко


- В пункте технического обслуживания за день мы убираем в среднем десять харьковских электропоездов. Конечно, раз на раз не приходится, но очень часто электрички приходят из рейса в таком состоянии, что нам за пассажиров стыдно. Шелухи от семечек - по щиколотки, полный вагон пустых пластиковых бутылок, каких-то коробок, яблочные огрызки мало того, что на полу валяются, так еще и за сиденье или батарею засунуты - попробуй оттуда выковырять! А жвачки - это же ужас! Зимой еще ничего, скребком отдираем сравнительно быстро, а летом тяжело, они тянутся, и отлепить от пола почти невозможно. А посмотрите на сиденья ! Этот электропоезд капитально отремонтировали всего четыре года назад, поставили сиденья с гобеленовой обивкой. Так разве наш народ это ценит? Сколько вместо порезанных уже других, дерматиновых? Впрочем, дерматин тоже кромсают.
Мойщицей-уборщицей я работаю 18 лет, до этого была сварщицей на одном из харьковских заводов. По полгода не платили зарплату, пришлось уйти на железную дорогу... Я считаю, что любой труд должен уважаться. Но когда на твою работу в буквальном смысле плюют, - конечно, очень обидно. Дома ведь никто мусор на пол не бросает, почему же в поездах можно?

А В ЭТО ВРЕМЯ

Первый скоростной поезд "Хюндай" приедет в Украину на месяц раньше

На днях стало известно, что первый из десяти скоростных поездов "Хюндай", которые по заказу украинских железнодорожников изготавливают в Южной Корее, прибудет в нашу страну на месяц раньше намеченного срока. Эта новость еще больше подстегнула и без того невероятный темп работ на участках Южной железной дороги, входящих в национальный скоростной транспортный коридор.
Тысячи людей при помощи сотен машин под палящим солнцем и короткими летними ливнями ремонтируют путь, устанавливают новые опоры и монтируют контактную сеть, реконструируют вокзалы и строят новые производственные здания, отсыпают земляное полотно и возводят пассажирские платформы.… И все это для того, чтобы уже следующей весной по участку Гребенка - Полтава - Красноград - Лозовая -Харьков могли курсировать "Хюндаи" и двухэтажные чешские "Шкоды", поезда, развивающие скорость 160 км/час.
Среди целого ряда применяемых новшеств выделяются два. Для специалистов - это, без сомнения, строительство первого в Украине технологического микропроцессорного комплекса на участке Полтава - Лозовая - Красноград, включающего централизацию стрелок и сигналов на станциях, автоблокировку с тональными рельсовыми цепями на перегонах и диспетчерскую централизацию. Внедрение микропроцессорных систем, которые по своей эффективности превосходят релейные в десятки раз, по праву можно назвать "вертикальным взлетом" к ранее недостигаемым техническим орбитам.
А для пассажиров будут внове "умные" платформы вдоль участка скоростного движения. При помощи современных компьютерных технологий и системы спутниковой навигации GPS информационное табло и громкоговорители заблаговременно оповестят людей о приближении скоростного поезда. Переждать его проход можно в павильоне специальной конструкции, который служит надежной защитой от сильных потоков воздуха, создаваемых проносящимся экспрессом.
Параллельно с подготовкой к пуску скоростных поездов Южная железная дорога реализует другой проект, плоды которого будут измеряться миллионами гривен, долларов, швейцарских франков... Речь идет об электрификации направления Полтава - Кременчуг, затраты на которую должны окупиться за пару лет.
Кроме собственно электрификации, на участке от Малой Перещепинской до Кременчуга ЮЖД сейчас реконструирует станции, строит вторые пути, новые мосты, современные системы сигнализации и связи - в общем, обновляет всю инфраструктуру.
Первый поезд на электротяге по участку Полтава - Кременчуг проследует в ноябре нынешнего года.

СПРАВКА КП

- Поезд "Хюндай" состоит из девяти вагонов, рассчитанных в общей сложности на 587 мест, из них 162 - первого класса. Согласно подписанному контракту, шесть поездов поступят в Украину до начала Евро-2012, остальные - к концу следующего года.
- Новыми скоростными поездами из Харькова в Киев, Донецк и Днепропетровск можно будет доехать за 3,5 часа.
- В 2011 году для подготовки к пуску скоростных поездов Южная дорога электрифицирует 270 километров пути (самый большой годовой объем за последние 30 лет). В 2002 году при подготовке к пуску первого ускоренного "Столичного экспресса" было электрифицировано 48 км.
- Всего за год ЮЖД построит четыре тяговых подстанции. За все 20 предыдущих лет было построено две такие подстанции.

 

Политика

Сможет ли Саакашвили забрать свои вещи из Украины
Сможет ли Саакашвили забрать свои вещи из Украины 97

Мнения юристов разделились. Одни считают, что ему запретят въезд и изымут паспорт. Другие – что Саакашвили обязаны предоставить право обратиться в суд.

Высокий суд Лондона приостановил взыскание с Украины  денег Януковича
Высокий суд Лондона приостановил взыскание с Украины "денег Януковича" 128

К делу вернутся после рассмотрения апелляционной жалобы, которую подал Киев.

Грузинские соратники Саакашвили не верят, что его лишили гражданства
Грузинские соратники Саакашвили не верят, что его лишили гражданства 97

В партии, которую основал украинско-грузинский политик, считают информацию о лишении его гражданства "глупостью".

Происшествия

На Мали разбился вертолет ООН
На Мали разбился вертолет ООН

На борту находился экипаж из Германии.

Сакварелидзе - о лишении гражданства Саакашвили:  Порошенко бежит впереди мировых диктаторов!
Сакварелидзе - о лишении гражданства Саакашвили: "Порошенко бежит впереди мировых диктаторов!" 190

Соратник бывшего губернатора Одесской области считает, что лишение его гражданства не остановит "Рух новых сил".

НАБУ пришли с обысками в  Укрнафту
НАБУ пришли с обысками в "Укрнафту" 36

В компании говорят, что сотрудничают со следствием и готовы предоставить все необходимые документы.

Экономика

Суд в Лондоне между  Нефтегазом  и  Газпромом : теперь – апелляция
Суд в Лондоне между "Нефтегазом" и "Газпромом": теперь – апелляция 275

Высокий суд принял решение в пользу позиции Украины относительно полной остановки выполнения решения до завершения рассмотрения апелляционной жалобы Украины.

Что будет с евро и долларом к концу лета
Что будет с евро и долларом к концу лета 1206

Евро дорожает за счет улучшения экономической ситуации в еврозоне, а вот безвиз влияет на курс европейской валюты незначительно.

В Украине снова хотят повысить налоги: сколько каждый украинец платит в казну
В Украине снова хотят повысить налоги: сколько каждый украинец платит в казну 2107 2

Мы посчитали, сколько кровно заработанных гривен отбирает у каждого из нас государство.

Общество

Омелян: МАУ задолжали в бюджет 400 миллионов 3

В министерстве не одобрили реакцию компании на контракт с Ryanair.

Японка разбила коллекцию скрипок бывшего мужа стоимостью миллион долларов
Японка разбила коллекцию скрипок бывшего мужа стоимостью миллион долларов [видео] 164

Любимая женщина может разбить не только сердце, но и дорогущую коллекцию музыкальных инструментов.

В Киев прибыло 11 чудотворных икон Пресвятой Богородицы

Светская хроника и ТВ

Звезда  Квартета И  Леонид Барац перепел  Зелені очі  Святослава Вакарчука
Звезда "Квартета И" Леонид Барац перепел "Зелені очі" Святослава Вакарчука 300

Актер не побоялся перепеть любимую песню миллионов.

Рианна снова надела платье с глубоким декольте на премьеру фильма
Рианна снова надела платье с глубоким декольте на премьеру фильма [фото] 737

Наряды певицы вызывают больше интереса, чем сама лента.

Супруг Ким Кардашьян чуть не довел свою бывшую до самоубийства
Супруг Ким Кардашьян чуть не довел свою бывшую до самоубийства [фото] 473

Модель Эмбер Роуз рассказала о постоянных издевательствах Канье Уэста.

Спорт

 Динамо  -  Янг Бойз : букмекеры прогнозируют 2:0
"Динамо" - "Янг Бойз": букмекеры прогнозируют 2:0 256

Сегодня киевский клуб стартует в новом сезоне Лиги чемпионов. Соперник - швейцарский клуб, который в прошлом году выбил из турнира донецкий "Шахтер"

Журналистам запретили задавать вопросы о переходе Неймара в ПСЖ
Журналистам запретили задавать вопросы о переходе Неймара в ПСЖ 142

Бразильский футболист "Барселоны" может обойтись французскому клубу в 392,2 миллиона евро

Гвардиола пожаловался на цены на футболистов:  Это безумие!
Гвардиола пожаловался на цены на футболистов: "Это безумие!" 298 1

Главный тренер "Манчестер Сити" заявил, что пришло время задуматься о безумных тратах клубов