Юрий ЗИНЕНКО. (10 августа 2011)
Каждый пятый мост в Харькове - аварийный

Каждый пятый мост в Харькове - аварийный

Самая новая из городских конструкций ведет из сквера «Стрелка» к цирку. Фото Юлии ЗИНЧЕНКО.

Казалось бы, благодаря равнинному рельефу и отсутствию крупных рек Харьков не должен быть богат мостами. Тем не менее таких сооружений только на балансе городского предприятия "Дорремстрой" аж 62 (считая путепроводы и пешеходные). Еще часть обслуживают железнодорожники.
Самое свежее сооружение — естественно, пешеходный мост возле сквера "Стрелка". Новейший из автомобильных - через ту же реку Харьков, но на Большой Даниловке, на ул. Парижской Коммуны. А история мостов города - богатая и одновременно весьма трагичная.

С "водоемистостью" боролись соломой

Когда именно в Харькове появился первый мост, точно никто сказать не может, но дефицит этих сооружений ощущался постоянно. Город страдал от чрезмерной влажности, даже в центре были крупные водоемы, которые не удавалось замостить ни соломой, ни другими доступными в то время материалами.
Большинство мостов поначалу были деревянными и недостаточно надежными во время половодий. Например, часто перестраивали Лопанский возле Университетской горки (в начале ул. Полтавский Шлях).
- Он считается самым старым каменным мостом города, - рассказывает профессор, историк Сергей Куделко. - Его начали строить в 1782 году по чертежам харьковского механика Захаржевского. Использовались и деревянные материалы, и камень, но была проблема с тем, кто оплатит эти работы. В конце концов дворянство согласилось дать денег, но при условии, что и мещане тоже поучаствуют. Мол, мостом все одинаково пользуются.
По разным причинам главный мост на пути из Петербурга перестраивали несколько раз, а рядом периодически появлялись "дублеры".

Берега соединяли ради военных

Вторым каменным мостом города стал Харьковский в начале нынешнего Московского проспекта (сейчас конструкцию как раз капитально ремонтируют). Смена дерева на камень происходила примерно в конце XVIII века преимущественно ради возможности быстрой переброски войск с одного берега на другой. Сооружение неоднократно перестраивали из-за наводнений и оползней.
В старинных документах упоминаются и другие мосты. К примеру, в 1887 году в списке городских происшествий фигурировал Кузнечный, возле которого извозчика взял 60-летний самоубийца, который в пути застерлился.
- Обратите внимание, что в Харькове еще был интересный вспомогательный мостик от Университетской горки к пассажу Пащенко-Тряпкина, - подсказывает Куделко.
После разрушения пассажа мостик перенесли в сад Шевченко, где он соединяет две стороны оврага перед зоопарком.

Лопанский уцелел случайно

Трагические времена наступили для мостов во время Великой Отечественной войны.
- В 1941-м был разработан план обороны Харькова, согласно которому абсолютно все мосты при оставлении города должны были взорвать. К подходу немцев все сооружения заминировали, а не имеющие значения заблаговременно разобрали и сожгли, - говорит военный историк Валерий Вохмянин. - За мостами были закреплены подрывники, налажена связь. Но взорвать абсолютно все не удалось в силу различных случайностей.
Так, во время первого прихода гитлеровцев уцелел Лопанский мост, под который закладывали 400 кг взрывчатки. Были перебиты провода, и не нашлось смельчака, который рискнул бы выполнить задуманное. Заряд и мост достались врагу. Соседним конструкциям повезло меньше – они взлетели на воздух.
- Харьковский мост разнесли вдребезги в тот момент, когда гитлеровцам оставалось  до него метров 30, - свидетельствует Вохмянин. - А вот Холодногорский путепровод уничтожить не удалось, он лишь прогнулся, так как заряд сработал частично.
Тем не менее до конца войны конструкция не дожила - ее взорвали во время второй обороны Харькова.

Отремонтированное – взорвать!

Оккупировав Харьков, гитлеровцы принялись ремонтировать мосты. Речь, конечно, шла не о каких-то капитальных работах, а об организации временной переправы по тем сооружениям, которые пострадали меньше всего. Например, оказалась выбита лишь середина моста.
- Обычно немцы делали настил из толстых деревянных балок или бруса. В принципе, все мосты им и не нужны были, они делали это лишь там, где было необходимо, - говорит Вохмянин.
Когда в феврале 1943-го немцы организованно отступали, успели взорвать многие мосты - все, какие могли.

Восстанавливали женские руки

Настоящее восстановление "воздушных дорог" началось в августе 1943-го.
- Мосты после освобождения восстанавливали специальные батальоны в системе НКВД, обычным рабочим не позволяли заниматься такими важными стратегическими объектами. В одном из таких батальонов служила даже моя тетка, - вспоминает Валерий Вохмянин. - Женщины вручную носили балки весом по полтонны, никаких кранов не было.
Докладывая о работе, проделанной за три месяца после освобождения, председатель горисполкома Алексей Селиванов сообщал, что отремонтировано 13 мостов. Этого было достаточно для нормального сообщения населения внутри города и пропуска транспорта.
Окончательно городские мосты отстроили уже в 1950-е годы, с применением железобетона. Так, Харьковский мост к 300-летию воссоединения Украины и России украсили скульптурами, а для реинкарнации Лопанского моста использовали сохранившиеся каменные опоры предыдущей версии.

Капитальных ремонтов не было три года

В наше время за всем этим хозяйством следит КП "Дорремстрой". Здесь признаются: каждый пятый мост Харькова находится в аварийном состоянии. Это, правда, вовсе не означает, что завтра-послезавтра конструкции обрушатся, похоронив под собой технику и людей, но пища для размышлений есть.
- Капитальные ремонты мы не проводили года три, потому что на это не было денег, - объясняет начальник участка мостов КП "Дорремстрой" Алексей Карпушенко. - Недавно отремонтировали мост на Бурсацком спуске (там убрали трамвайные рельсы и уложили асфальтобетон), заменили покрытие на путепроводе в Рогани (когда строили окружную).
В этом году деньги на капитальные работы все-таки нашли. Специалисты приступили к ремонту "воздушных дорог" в центре города. Самая масштабная деятельность развернулась на Харьковском мосту (пр. Московский). Его нижнюю часть уже привели в порядок, а кроме того, обновили гранитное покрытие, покрасили ограждение, установили бордюры. Осталось потрудиться дорожникам. Кроме того, в планах на 2011-й - комплексная реконструкция Купеческого моста, путепровода на ул. Гамарника, а также обновление всех сооружений в центре.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт