Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Почему трамваи все чаще сходят с рельсов

Почему трамваи все чаще сходят с рельсов
Фото: К сожалению, подобная картина для нас уже не дикость. Фото МГ "Объектив".

Вагон, врезавшийся в дом, - штатная ситуация?

Необычная авария произошла в пятницу на пересечении улиц Якира и Веринской. Заднюю пару колес трамвая снесло с путей, вагон развернуло и задней частью ударило о стену кирпичного дома. По счастливой случайности ни один автомобиль с трамваем не столкнулся, а находившиеся внутри два десятка пассажиров отделались легким испугом.
Перепуганная вагоновожатая объяснила, что ехала медленно, но колеса все равно соскочили, а бордюры не остановили вагон. По ее словам, эта ситуация... штатная - из-за неисправного путевого хозяйства.
- Вагоны старые, рельсы старые... - вздохнула водитель.
Как объяснил "Комсомолке" начальник отделения профилактической работы горГАИ Олег Никоненко, поскольку пострадавших не оказалось, ситуацию будут изучать сами горэлектротрансовцы.
- Необходимы специалисты, которые знают, какого размера должны быть рельсы, какие должны быть колеса, - отметил инспектор. - На том участке, где произошел сход трамвая, значительных повреждений проезжей части не наблюдается.

Вагоновожатый: "Бывает, ползешь 5 км/ч и боишься"

Сами водители электротранспорта успокаивают, что даже сошедший с рельсов трамвай вряд ли грозит бедами находящимся внутри пассажирам - 18-тонную махину перевернуть нереально. Сбить трамвай с рельсов среднестатистическая легковушка тоже не сможет, для этого нужен минимум "газик". Но оказаться вне путей электромашина может и без посторонней помощи.
- Износ рельсового хозяйства сумасшедший, - утверждает водитель Галина. - Есть участки, где ползешь со скоростью 5 км/час и боишься. "Горячих точек" полно на каждом маршруте. Скажем, идете вдоль рельсов, а они волной: тот кусочек в одну сторону смотрит, а тот - в другую. Крепления рельсов расшатываются, и путь "ходит". Бывает такое, что один рельс выше другого, и начинается качка. Где-то просадка - бух! - и выкинуло вагон.
Вагоновожатые рассказывают, что состояние рельсов контролируют и начальники маршрутов, и сами водители, которые при обнаружении проблемы пишут заявку.
- Очень многое зависит и от состояния колес, - рассказывают машинисты. - Если реборды (выступающая часть обода колеса, служащая направляющей при движении по рельсам — Прим. авт.) почти нет, трамвай поедет не лучше, чем яблоко по рельсам. Куда оно покатится?

Срок службы путей — 30 - 40 лет

Рельсовое хозяйство в Харькове периодически обновляется, но справиться с проблемой раз и навсегда не позволяет дефицит финансов, вздыхают в службе пути "Горэлектротранса". Совсем недавно переложили рельсы в районе Южного вокзала, возле ул. Полтавский Шлях и Малиновского.
- Новые рельсы - и в Африке новые, - говорит главный инженер службы пути КП "Горэлектротранс" Юрий Кулик. - Срок их службы на прямом участке - лет 30 - 40, в зависимости от грузонапряженности. К примеру, если на Ивановку трамвай ходит два выпуска в день (грубо говоря), то на Академика Павлова вагоны следуют один за другим.
Впрочем, в службе пути видят и другие причины аварий, помимо износа рельсов. В первую очередь это человеческий фактор (к примеру, вагоновожатый превысил допустимую скорость), также может сказаться состояние вагона и неисправность сетевого хозяйства.

Комментарий ученого

Спасти ситуацию могут "бархатные" стыки

Ученые-транспортники подтвердили "Комсомолке", что проблема с рельсовым хозяйством появилась не сегодня и даже не вчера, а еще лет 20 назад, когда в эту сферу перестали вкладывать деньги.
- Все очень сильно устарело, - вздыхает Валерий Гук, профессор кафедры урбанистики университета строительства и архитектуры. - Капитальных вложений не было с начала перестройки. Связанные с этим вопросы я докладывал еще Пилипчуку в его бытность мэром.
По мнению ученого, в Харькове необходимо перевести трамваи на так называемые европейские рельсы, у которых несколько иной профиль. Нечто подобное грозились сделать на Пушкинской, пока не убрали оттуда рельсы совсем. Впрочем, в Киеве "продвинутые" рельсы не спасли скоростной трамвай - с ним тоже периодически приключаются ЧП. Еще один из вариантов спасения трамваев - хорошие стыки ("бархатные") между рельсами, чтобы колеса вагонов не становились "квадратными". Валерий Гук вспоминает, что подобные стыки делали в районе универмага "Харьков", и они хорошо себя зарекомендовали, но дальше дело не пошло.