Сегодня 28 июля +24°C
Лилия ПАВЛЕНКО. (4 октября 2011)
Южная — железная, но теплая

Южная — железная, но теплая

«Черное золото» по пути к топке проходит несколько ступеней контроля.
Вот его-то и запасает Южная железная дорога ещё с лета, руководствуясь известной пословицей про сани и телегу.
 
На отопительный сезон — 15-16 тысяч тонн угля
 
Казалось бы, печурки в вагонах мелковаты, "съедать" много не должны. Но, как говорится, "курочка по зернышку" — "на круг" за год выходит около девяти тысяч тонн угля, необходимого для поддержания комфортной для пассажиров температуры. Плюс потребности угольных котельных, обогревающих производственные помещения. Конечно, их на Южной дороге немного, меньше 20% от общего количества, но все равно около четырёх тысяч тонн угля для котельных запасти надо. Кроме того, в коллективном договоре ЮЖД предусмотрено централизованное выделение "льготного" топлива работникам и пенсионерам… В общем, на всё про всё ЮЖД на отопительный сезон надо 15-16  тысяч тонн "чёрного золота".
 
Плохое топливо возвращают поставщику
 
Естественно, "пробу" этого "золота" железнодорожники тщательно проверяют. Недавно в этом убедились и харьковские журналисты, которых заместитель  начальника Южной железной дороги по подвижному составу и материально-техническому обеспечению Сергей Павлов пригласил на станцию Основа. Сюда как раз пришли несколько вагонов с углём для дорожных предприятий, и нам предоставили возможность увидеть всю технологическую цепочку по проверке его качества. 
Владимир Батраков нормативы проверки угля выполняет
Владимир Батраков нормативы проверки угля выполняет "от и до". Фото автора.
Пока на наших глазах работники дороги брали образцы угля из вагонов, мы спросили Сергея Анатольевича, откуда "растут ноги" у слухов, что на железной дороге с "чёрным золотом" не все в порядке. 
— Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам, — мгновенно отреагировал Сергей Анатольевич словами Высоцкого. — А  если серьёзно,  то надо верить не словам, а фактам. Да, есть у нас на одном предприятии пара-тройка "штатных" демагогов, специализирующихся на придумывании "страшилок" и, так сказать, сопровождению каравана. Однако на самом деле на нашей дороге уже лет десять как поставлен заслон перед некачественным углём, и со временем требования к нему лишь ужесточаются.
Даже если поставщик вдруг подведет, попадание некачественного угля в топки исключено — его просто туда не пропустят. Для этого у нас выстроена многоуровневая система контроля. Сначала  все вагоны с углём,  которые приходят на дорогу, поступают на станцию Основа. Здесь, как видите, из каждого вагона берутся пробы, которые затем проходят необходимые лабораторные испытания в Дорожном экспертно-техническом центре. Если эксперты "дают добро" — уголь отправляется дальше, если нет — его возвращают поставщику. В прошлом случаи возврата  были, но в этом году такой необходимости нет — уголь приходит очень хороший. 
Партии угля, прошедшие контроль на Основе, затем распределяются по подразделениям всей Южной дороги — от Кременчуга и Гребенки до Купянска. А там, на местах, их встречают специальные комиссии по входному контролю, которые вновь проверяют ископаемое топливо. Члены комиссий кровно заинтересованы в чёткой работе их "линии защиты" —  чтобы потом смотреть спокойно в глаза своим коллегам. 
 
С каждого вагона берут четыре пробы
 
Поставщики угля тоже заинтересованы в высоком качестве топлива, но больше, правда, по экономическим причинам. 
— Нам просто  невыгодно поставлять плохой уголь,  ведь, если его вернут,  все расходы (а это огромные суммы!) потом ложатся на нас. Плюс, конечно, репутационные потери. Поэтому мы обязательно перед отправкой тщательно проверяем каждый вагон, — рассказывает Геннадий Шинкаренко, директор предприятия "Укрпостач", которое поставляет железнодорожникам топливо. — При этом мы стараемся обеспечить дорогу углем до начала отопительного сезона не меньше, чем на 70% … 
Эксперты ЮЖД поделились с журналистами секретами профессионального мастерства.
Эксперты ЮЖД поделились с журналистами секретами профессионального мастерства. Фото автора.
А тем временем пробы угля были отобраны, и мы перемещаемся  в Дорожный экспертно-технический центр.
Эксперты ЮЖД, которые проверяют уголь, делятся своими профессиональными секретами. С каждого вагона берется по четыре пробы. Главные параметры, которые приходится проверять, — зольность и влажность. Зола — это те примеси, которые мешают гореть ископаемому топливу. Влага же "ворует" часть тепла при горении топки из-за своего испарения. Начальник отдела разрушающего контроля Дорожного экспертно-технического центра Владимир Батраков показывает свое хозяйство: здесь и печи для сжигания угля, и шаровые мельницы, и специальные сушки. К примеру, для одного из обязательных анализов поступивший уголь дробят, сушат в течение суток, а потом — выдерживают два часа в муфельной печи при температуре +850°С… То есть проверка качества — дело не одного дня. Впрочем, как признается Батраков, благодаря многолетнему опыту он уже по одному звуку при дроблении на мельнице может определить — качественный ли уголь пришел на этот раз. Но порядок есть порядок: нормативы выполняются "от и до".
— Показатели исследований говорят о том, что зольность (т.е. количество негорючих примесей, превращающихся в золу) угля, поступающего сегодня на нашу дорогу, составляет не более 10%, а чаще всего 6—7%.  Показателей, ниже этих, в природе не существует, — объясняет Владимир Батраков. — Так что я, как эксперт, доволен углем, который нам поставляют.  
Специалисты Южной и их партнеры заверяют: в этом году поставка топлива идет точно по графику, так что наступление холодов железнодорожников врасплох не застанет. А значит, тепло и комфорт пассажирам будут обеспечены при любой погоде.
 
СПРАВКА "КП"
 
Южная железная дорога — лидер среди украинских магистралей по экологичности отопительных технологий. В частности, ещё в 2006 году на станции Залютино впервые в Украине был внедрен геотермальный источник теплоснабжения с использованием теплового насоса с комбинированным горизонтальным и вертикальным грунтовым коллектором. 
А в 2011 году Южная дорога полностью уйдёт от использования в качестве топлива дорогого и экологически грязного мазута. Сейчас  в Купянском вагонном депо заканчиваются работы по модернизации последней котельной, работавшей на мазуте, и с нынешнего отопительного сезона этот вид котельного топлива останется в прошлом.
 
В ТЕМУ
 
Зоя КАДУК, начальник поезда Харьковского вагонного участка
 
Зоя Кадук.
Зоя Кадук. Фото автора.
— Около десяти лет я работаю начальником поезда, и практически всё это время езжу на составах с комбинированным отоплением вагонов — на Мариуполь, на Симферополь… Каждую загрузку угля в свои вагоны контролирую лично. Что касается качества угля, то оно всегда было абсолютно нормальным. Вопрос лишь в том, что каждый начальник поезда, каждый проводник должен быть на своем месте, тогда и пассажиры будут довольны. У меня за все время работы, в том числе в самые морозные зимы, от людей не было ни одной жалобы, сплошные благодарности.  
 

Политика

Сакварелидзе заявил, что его могут не пустить в Украину
Сакварелидзе заявил, что его могут не пустить в Украину 207

По его мнению, без украинского паспорта останется не только Саакашвили.

 Государство – это Я  или решения Порошенко, которые вызывают много вопросов
"Государство – это Я" или решения Порошенко, которые вызывают много вопросов 260

"КП в Украине" проанализировала, как и какие серьезные решения принимал президент Украины и под каким предлогом потом от них отказывался или переиначивал.

Если бы Михо сказал правду…
Если бы Михо сказал правду… 221

Саакашвили имел твердый шанс получить украинский паспорт, даже рассказав о своем "криминальном прошлом".

Экономика

Forbes назвал самого богатого человека в мире. И это не Билл Гейтс
Forbes назвал самого богатого человека в мире. И это не Билл Гейтс 1241

За один день основатель Amazon стал богаче на 1,4 млрд долларов.

Наибольшим спросом в Киеве пользуются квартиры площадью 30-50  квадратов
Наибольшим спросом в Киеве пользуются квартиры площадью 30-50 "квадратов" 458

При этом комфортным жильем считаются варианты от 35 квадратных метров.

Дубилет - о национализации  Привата : Банк решили забрать, потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой
Дубилет - о национализации "Привата": Банк решили забрать, потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой 1818

Бывшие сотрудники банка в социальных сетях раскрыли подробности, как Коломойский добровольно-принудительно отказался от своего детища.

Общество

Прикольные поздравления с днем системного администратора
Прикольные поздравления с днем системного администратора 134

28 июля сисадмины отмечают профессиональный праздник. Не забудьте поздравить!

Несколько путей, по которым человек приходит к Богу
Несколько путей, по которым человек приходит к Богу 331

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Скорпион и паук на природе нам не друг
Скорпион и паук на природе нам не друг 82

В Украине с приходом жары настоящий "курортный сезон" начался у гадюк, скорпионов и каракуртов.

Спорт

4 наивных вопроса о новом  Динамо  Хацкевича
4 наивных вопроса о новом "Динамо" Хацкевича 275

Что интересует болельщиков после победы киевлян над "Янг Бойз" на старте квалификации Лиги чемпионов.

Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег:  Это безумие!
Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег: "Это безумие!" 561

Потенциальный дорогущий трансфер Неймара вызвал немало дискуссий о том, есть ли возможность остановить эту "гонку вооружений".

Буффон возмущен трансфером Неймара:  Почему 220 миллионов, а не 600?
Буффон возмущен трансфером Неймара: "Почему 220 миллионов, а не 600?" 295

Вратарь "Ювентуса" и сборной Италии предложил ввести потолок цен на продажу-покупку футболистов