Сегодня 26 июня +20°C
Лилия ПАВЛЕНКО. (4 октября 2011)
Южная — железная, но теплая

Южная — железная, но теплая

«Черное золото» по пути к топке проходит несколько ступеней контроля.
Вот его-то и запасает Южная железная дорога ещё с лета, руководствуясь известной пословицей про сани и телегу.
 
На отопительный сезон — 15-16 тысяч тонн угля
 
Казалось бы, печурки в вагонах мелковаты, "съедать" много не должны. Но, как говорится, "курочка по зернышку" — "на круг" за год выходит около девяти тысяч тонн угля, необходимого для поддержания комфортной для пассажиров температуры. Плюс потребности угольных котельных, обогревающих производственные помещения. Конечно, их на Южной дороге немного, меньше 20% от общего количества, но все равно около четырёх тысяч тонн угля для котельных запасти надо. Кроме того, в коллективном договоре ЮЖД предусмотрено централизованное выделение "льготного" топлива работникам и пенсионерам… В общем, на всё про всё ЮЖД на отопительный сезон надо 15-16  тысяч тонн "чёрного золота".
 
Плохое топливо возвращают поставщику
 
Естественно, "пробу" этого "золота" железнодорожники тщательно проверяют. Недавно в этом убедились и харьковские журналисты, которых заместитель  начальника Южной железной дороги по подвижному составу и материально-техническому обеспечению Сергей Павлов пригласил на станцию Основа. Сюда как раз пришли несколько вагонов с углём для дорожных предприятий, и нам предоставили возможность увидеть всю технологическую цепочку по проверке его качества. 
Владимир Батраков нормативы проверки угля выполняет
Владимир Батраков нормативы проверки угля выполняет "от и до". Фото автора.
Пока на наших глазах работники дороги брали образцы угля из вагонов, мы спросили Сергея Анатольевича, откуда "растут ноги" у слухов, что на железной дороге с "чёрным золотом" не все в порядке. 
— Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам, — мгновенно отреагировал Сергей Анатольевич словами Высоцкого. — А  если серьёзно,  то надо верить не словам, а фактам. Да, есть у нас на одном предприятии пара-тройка "штатных" демагогов, специализирующихся на придумывании "страшилок" и, так сказать, сопровождению каравана. Однако на самом деле на нашей дороге уже лет десять как поставлен заслон перед некачественным углём, и со временем требования к нему лишь ужесточаются.
Даже если поставщик вдруг подведет, попадание некачественного угля в топки исключено — его просто туда не пропустят. Для этого у нас выстроена многоуровневая система контроля. Сначала  все вагоны с углём,  которые приходят на дорогу, поступают на станцию Основа. Здесь, как видите, из каждого вагона берутся пробы, которые затем проходят необходимые лабораторные испытания в Дорожном экспертно-техническом центре. Если эксперты "дают добро" — уголь отправляется дальше, если нет — его возвращают поставщику. В прошлом случаи возврата  были, но в этом году такой необходимости нет — уголь приходит очень хороший. 
Партии угля, прошедшие контроль на Основе, затем распределяются по подразделениям всей Южной дороги — от Кременчуга и Гребенки до Купянска. А там, на местах, их встречают специальные комиссии по входному контролю, которые вновь проверяют ископаемое топливо. Члены комиссий кровно заинтересованы в чёткой работе их "линии защиты" —  чтобы потом смотреть спокойно в глаза своим коллегам. 
 
С каждого вагона берут четыре пробы
 
Поставщики угля тоже заинтересованы в высоком качестве топлива, но больше, правда, по экономическим причинам. 
— Нам просто  невыгодно поставлять плохой уголь,  ведь, если его вернут,  все расходы (а это огромные суммы!) потом ложатся на нас. Плюс, конечно, репутационные потери. Поэтому мы обязательно перед отправкой тщательно проверяем каждый вагон, — рассказывает Геннадий Шинкаренко, директор предприятия "Укрпостач", которое поставляет железнодорожникам топливо. — При этом мы стараемся обеспечить дорогу углем до начала отопительного сезона не меньше, чем на 70% … 
Эксперты ЮЖД поделились с журналистами секретами профессионального мастерства.
Эксперты ЮЖД поделились с журналистами секретами профессионального мастерства. Фото автора.
А тем временем пробы угля были отобраны, и мы перемещаемся  в Дорожный экспертно-технический центр.
Эксперты ЮЖД, которые проверяют уголь, делятся своими профессиональными секретами. С каждого вагона берется по четыре пробы. Главные параметры, которые приходится проверять, — зольность и влажность. Зола — это те примеси, которые мешают гореть ископаемому топливу. Влага же "ворует" часть тепла при горении топки из-за своего испарения. Начальник отдела разрушающего контроля Дорожного экспертно-технического центра Владимир Батраков показывает свое хозяйство: здесь и печи для сжигания угля, и шаровые мельницы, и специальные сушки. К примеру, для одного из обязательных анализов поступивший уголь дробят, сушат в течение суток, а потом — выдерживают два часа в муфельной печи при температуре +850°С… То есть проверка качества — дело не одного дня. Впрочем, как признается Батраков, благодаря многолетнему опыту он уже по одному звуку при дроблении на мельнице может определить — качественный ли уголь пришел на этот раз. Но порядок есть порядок: нормативы выполняются "от и до".
— Показатели исследований говорят о том, что зольность (т.е. количество негорючих примесей, превращающихся в золу) угля, поступающего сегодня на нашу дорогу, составляет не более 10%, а чаще всего 6—7%.  Показателей, ниже этих, в природе не существует, — объясняет Владимир Батраков. — Так что я, как эксперт, доволен углем, который нам поставляют.  
Специалисты Южной и их партнеры заверяют: в этом году поставка топлива идет точно по графику, так что наступление холодов железнодорожников врасплох не застанет. А значит, тепло и комфорт пассажирам будут обеспечены при любой погоде.
 
СПРАВКА "КП"
 
Южная железная дорога — лидер среди украинских магистралей по экологичности отопительных технологий. В частности, ещё в 2006 году на станции Залютино впервые в Украине был внедрен геотермальный источник теплоснабжения с использованием теплового насоса с комбинированным горизонтальным и вертикальным грунтовым коллектором. 
А в 2011 году Южная дорога полностью уйдёт от использования в качестве топлива дорогого и экологически грязного мазута. Сейчас  в Купянском вагонном депо заканчиваются работы по модернизации последней котельной, работавшей на мазуте, и с нынешнего отопительного сезона этот вид котельного топлива останется в прошлом.
 
В ТЕМУ
 
Зоя КАДУК, начальник поезда Харьковского вагонного участка
 
Зоя Кадук.
Зоя Кадук. Фото автора.
— Около десяти лет я работаю начальником поезда, и практически всё это время езжу на составах с комбинированным отоплением вагонов — на Мариуполь, на Симферополь… Каждую загрузку угля в свои вагоны контролирую лично. Что касается качества угля, то оно всегда было абсолютно нормальным. Вопрос лишь в том, что каждый начальник поезда, каждый проводник должен быть на своем месте, тогда и пассажиры будут довольны. У меня за все время работы, в том числе в самые морозные зимы, от людей не было ни одной жалобы, сплошные благодарности.  
 

Политика

Интервью Порошенко: рассказал о Трампе и перспективах сотрудничества с США
Интервью Порошенко: рассказал о Трампе и перспективах сотрудничества с США 881 1

Глава государства встретился с представителями трех украинских телеканалов, чтоб подвести итоги своего визита в Вашингтон.

Все о медицинской реформе: оплата, цены на лекарства и субсидии
Все о медицинской реформе: оплата, цены на лекарства и субсидии 232 1

О том, за какие медицинские услуги придется заплатить и как будет работать страховая медицина рассказал замминистра Министерства здравоохранения Павел Ковтонюк.

В США взяточник платит штраф в три раза больше взятки и садится на 15 лет
В США взяточник платит штраф в три раза больше взятки и садится на 15 лет 86

"КП в Украине" выясняла, что бы светило украинским депутатам-коррупционерам по законам США и Европы?

Происшествия

В Луганской области перевернулась маршрутка, пострадали 12 человек
В Луганской области перевернулась маршрутка, пострадали 12 человек [фото] 322 1

Среди них есть несколько детей.

Штаб АТО: в Донбассе погибли двое военных, трое ранены
Штаб АТО: в Донбассе погибли двое военных, трое ранены 635 6

Пока "хлебное перемирие" не приносит должных результатов.

В Ньюкасле автомобиль врезался в толпу людей
В Ньюкасле автомобиль врезался в толпу людей [видео] 589 1

Инцидент произошел возле мечети, где было много людей.

Экономика

Нацбанк ликвидирует  Диамантбанк
Нацбанк ликвидирует "Диамантбанк" 368

В настоящее время оформляется сделка по передаче "Диамантбанка" принимающему "ТАСкомбанку".

Стало известно, сколько денег нужно для счастья
Стало известно, сколько денег нужно для счастья 2422 7

Ученые в очередной раз сравнили доходы людей и уровень их удовлетворенности жизнью. Как оказалось, и в деньгах счастье.

Эксперт прокомментировал предложение отменить пенсии в Украине
Эксперт прокомментировал предложение отменить пенсии в Украине 4179 10

С инициативой об отмене пенсий выступил депутат от БПП Алексей Мушак.

Общество

Крымские военкоматы призвали 1700 человек
Крымские военкоматы призвали 1700 человек 611 7

В ООН считают, что Кремль нарушает этим международные нормы.

В Пакистане трансгендер получил загранпаспорт с пометкой  Х
В Пакистане трансгендер получил загранпаспорт с пометкой "Х" 417

В документе не указан мужской или женский пол.

У берегов Мексики тюлень забрался на движущуюся лодку, чтоб угоститься рыбой
У берегов Мексики тюлень забрался на движущуюся лодку, чтоб угоститься рыбой [видео] 736 3

Животное дождалось своего угощения и отправилось плавать дальше.

Светская хроника и ТВ

Зеленский спародировал шпагат Ван Дамма
Зеленский спародировал шпагат Ван Дамма [фото] 1798 1

Актер студии "Квартал 95" отправился в Азербайджан, где успел соединить приятное с полезным - и рабочие вопросы решить, и нас повеселить.

Финалистка  Від пацанки до панянки :  Пацанкой мой парень меня не застал
Финалистка "Від пацанки до панянки": "Пацанкой мой парень меня не застал" [фото] 833

Татьяна Коцюба поделилась подробностями личной жизни.

В СМИ назвали причину заморозки залога за  Евровидение
В СМИ назвали причину заморозки залога за "Евровидение" 1052 1

Сообщается, что залог Украины, размещенный в швейцарском банке, мог быть заморожен из-за иска телеканала "Euronews".

Спорт

Объявился новый претендент на Домагоя Виду
Объявился новый претендент на Домагоя Виду 265

Трансферные слухи упрямо твердят, что хорватский защитник покинет киевское "Динамо" в межсезонье

Найден самый честный футболист в мире: игрок попросил отменить красную карточку соперника
Найден самый честный футболист в мире: игрок попросил отменить красную карточку соперника [видео] 507

Удивительный случай произошел в американской MLS – судья послушал и аннулировал удаление

Назван клуб, в который уйдет Коноплянка
Назван клуб, в который уйдет Коноплянка 773

Иностранные СМИ сообщают, что первый раунд переговоров по трансферу украинского полузащитника немецкого "Шальке" уже состоялся