Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Давид Голощекин: "Суть джаза - это создание сиюминутной музыки, которая понравилась бы человеку с "открытыми ушами" "

Давид Голощекин:

Саня: скажите пожалуйста, что Вы больше всего цените в музыкантах?


Давид Семенович: больше всего в музыкантах я  ценю музыкальность.


Саня: скажите, а есть ли какие-то критерии, по которым Вы выбираете приемлемые условии для работы с теми или иными музыкантами, помимо профессионализма?


Давид Семенович: есть конечно! Безусловно. Джаз- это очень тонкое дело. Я бы мог сказать - игра с партнерами в ансамбле, это можно сравнить с отношениями между мужчиной и женщиной. Любовными такими отношениями… Понимаете? Потому, что взаимопонимание и ощущение друг-друга бессловесное, оно в музыке, в джазе конкретно, очень важно! Потому что, джаз, не исполняется по нотам, ты не воспроизводишь чью-то музыку… Ты ее создаешь здесь и сейчас, свою. А создаешь ты ее не один, а вместе со своими партнерами. И поэтому, выбирая тех, с кем ты играешь, ты должен понимать, смогут ли они, разделять твои музыкальные идеи, твое настроение, твой язык… Договариваться об этом бесполезно, потому что это будет очень не натурально. Поэтому, ты сам понимаешь, что, вот этот пианист (поиграв с ним немножко) понимает тебя. Понимает, что ты хочешь сыграть. Он врезается в эту «канву», в эту партитуру, которая живет только в тот момент, когда ты играешь, абсолютно органично. Это же касается и партнера на ударных инструментах, или, скажем, контробасиста; где ничего не расписано в нотах и даже не оговорено, практически.

 

 

Потому что каждый из них тоже выбирает партнера. Если я, как лидер, хочу играть с тем и этим музыкантом , то они тоже соглашаются играть со мной, по той же причине, что им соответствуют те музыкальные идеи и тот язык которым пользуюсь я . И мы вместе, в итоге, создаем что-то то, что кажется кем-то сочинено и заранее задумано, хотя на самом деле сыграно спонтанно. То есть, абсолютное взаимопонимание - ежесекундное. Вот это - самое главное. По этому принципу я и выбираю тех музыкантов, с которыми я играю. И если мне приходится серьезно выступать, как в данном случае сейчас, здесь, в туре с определенными музыкантами… Дело в понимании стиля, в котором ты играешь. А это очень важно, понимать, может ли человек справиться с тем, что я предлагаю. Дело в том, что я ведь тоже могу кому-то не подойти, понимаете? Есть музыканты, которые не хотели бы играть со мной, может, у них другой взгляд, другие идеи и я могу им не подойти… Но, обычно, джазовые музыканты подбирают таких, которые с полузвука понимают что происходит.


Кэм: расскажите, как Вы обычно проводите свое свободное время? Чему себя посвящаете кроме музыки? Возможно рыбалка, охота, чтение?
 

Давид Семенович: это конечно, да. Когда я ничем не занят, я очень люблю быть ничем не занятым. Абсолютно ничем - сидеть и курить трубку, может, сидеть и смотреть фильм, понимаете? Или читать какую-нибудь книгу… Но хобби есть, конечно! Летом я люблю рыбалку, я заядлый рыбак. Рыбак, такой, полупрофессиональный, потому что я люблю сам процесс. Сидеть в камышах и наслаждаться видом природы. Мне не важно сколько я поймаю, важен процесс пребывания на природе, поэтому, летом свой отпуск я провожу вот таким образом. У меня есть такая возможность. У меня есть, так сказать, строение на берегу Ладажского озера (весьма скромное), своя лодка с мотором, небольшая. Я очень люблю общаться с природой. Мне это нравится.


Кэм: а есть ли примеры особых уловов?
 

Давид Семенович: нет. Вы знаете, нет. Один пример, могу вспомнить. Я был в Норвегии где с друзьями мы пошли на Северное море на рыбалку. Там я поймал 5-ти килограммовую треску. Это действительно, было очень солидно, тем более, что это треска, которую поймать в наших местах почти невозможно. Но повторюсь, я никогда не ставлю цель поймать какую-то большую рыбу. Мне нравиться сам процесс.
 

Рич: в чем по Вашему заключается суть джаза?


Давид Семенович: суть джаза заключается вот в чем, как я это понимаю... Это создание музыки сеюминутно. По существу - это композиторское творчество, только коллективное. Композитор обычно сидит и сочиняет музыку, у него на это есть время - день, неделя, месяцы, годы…и получаются, может, шедевры. У джазменов нету этого времени. Нету даже часа! Есть минута. Это та, когда он играет. Джаз - это коллективное создание музыки для человека, который пришел тебя послушать, человек у которого уши «открыты» для музыки, и он очень тонко ощущает, что ты играешь. Вот тебе и мерило, когда руки сошлись в аплодисментах не потому, что так принято, а по тому, что захотелось. Вот это результат. Суть джаза - это создание сеюминутной музыки, которая понравилась бы человеку у которого «открыты уши для нее».


Ира: что должно произойти, чтобы загорелась новая джазовая звездочка? Возможно ли это сейчас?
 

Давид Семенович: это возможно всегда. Это сложный, философский вопрос. Дело в том, что джазу научиться можно (технологии), но это не значит, что это будет джазмен, который поразит Вас своим искусством. Умение играть по- настоящему джаз- это талант от Бога. Если у человека есть этот талант, ему нужно просто помочь. Для этого нужен наставник. Я, как преподаватель джаза, могу сказать: сейчас есть сотни джазовых музыкантов, которые играют достойно, но настоящих, талантливых - десятки. В истории джаза были сотни тысяч музыкантов, а по- настоящему джаз играли несколько десятков.


Ира: касаясь темы преподавания джаза, насколько нам известно, Вы являетесь организатором Филармонии Джазовой Музыки?


Давид Семенович: да. Я основатель и художественный руководитель. Я всегда считал, что должен быть центр, в который можно приходить и знакомиться с джазом. Вот почему я назвал это не джазовым клубом, не джазовым центром, а именно Филармонией джазовой музыки, делая акцент именно на слове филармония. Потому что в толковом словаре филармония расшифровывается очень просто - организация занимающаяся пропагандой музыкального искусства. Вот , 22 года назад мне пришла идея открыть такое место.  Городские власти того времени, мне отдали здание бывшего кинотеатра. Теперь это место где люди, пришедшие на концерт , могут не только послушать музыку, потанцевать, а и познакомится с разными направлениями, музыкальными инструментами и так далее. Сейчас, как Вы знаете, Петербург является культурной столицей России, так вот наша Филармония занимает третье место по рейтингу посещаемости и по интересу публики.


Орли: приходилось ли Вам бывать на родине джаза в Новом Орлеане? Если нет, то хотелось ли побывать?


Давид Семенович: я, конечно же, бывал раз 25 в Северной Америке, но сейчас не стремлюсь, потому что «наелся» американской джазовой музыки. Вы знаете, в Новом Орлеане поддерживаются старые джазовые традиции и передаются с поколения в поколение, а вот новаторов там маловато… Их больше в Нью-Йорке, Чикаго где-то еще, может быть…
 

Нина: часто ли Вам приходится жертвовать интересами семьи или семейным временем ради музыки?


Давид Семенович: если говорить честно, то джаз для меня стоит на первом месте в моей жизни. Поэтому, я ничем не жертвую. К счастью, у меня полное взаимопонимание с моей семьей, все понимают значение джаза в моей жизни, поэтому вопрос не ставится «ребром». Да, я знаю, что у многих настоящих музыкантов, которые отдаются музыке целяком, часто возникают проблемы в семье, поэтому выбирая жену нужно выбирать ту, которая будет разделять Ваши интересы, в ином случае - придется чем-то жертвовать…


Аня: какой стиль в джазе Вас привлекает больше всего?
 

Давид Семенович: на самом деле, я консерватор. Для меня очень важны те моменты в джазе, которые меня собственно, в него и привели. Я музыкант традиционного плана. Я верен этим ценностям, я их проповедую и выношу на эстраду.
 

Харьковчанин: известно ли Вам что- то о Харьковском фестивале «За джаз»? Приглашали ли Вас принять в нем участие?


Давид Семенович: вы знаете, как ни странно, но организаторы Харьковского Фестиваля меня игнорируют абсолютно. Странно, потому, что я являюсь участником практически всех фестивалей, которые проходят на всем постсоветском пространстве. В России нет фестиваля, на котором бы я не играл. Наверное, организаторы этого фестиваля не считают возможным мое присутствие на сцене вашего города. Может быть, я уровнем не дошел до Харьковского Фестиваля… Может быть и так.


Сергей: как Вы относитесь к благотворительным выступлениям? Согласились бы Вы приехать с благотворительным выступлением в какую -нибудь точку?


Давид Семенович: все зависит от того с какой целью. Я даю концерты для детских домов, для детей с ограниченными возможностями, для инвалидов. Мы часто занимаемся такой деятельностью, только я должен четко понимать какой толк будет от этих выступлений. В принципе, на благотворительность я всегда настроен. Но мне в этом случае очень важен результат.
 

 

 

Литта: на Ваш взгляд популярен ли джаз сегодня?


Давид Семенович: нет, конечно. Годы популярности джаза прошли вообще. Но, несмотря на это, джаз занял свою нишу в музыке. Несмотря на то, что многие считают джаз несерьезной музыкой по сравнению с, например, классикой. Отношение к джазу двойственное. О джазе всегда было мало информации, сейчас время другое - у современной молодежи есть огромные возможности черпать информацию из совершенно разных источников. Джаз- это удел очень талантливых музыкантов, вот что я могу сказать.


Дмитрий: почему скрипка, по сути, не джазовый инструмент? И какие особенности при игре на ней влияют на узнаваемость и приналежность именно к джазу?


Давид Семенович: это очень хороший вопрос! Ко мне приходит масса скрипачей в Петербурге с этим же вопросом. Дело в том, что скрипка это абсолютно антиджазовый инструмент. Все дело в «звукоизвлечении», то есть в технике игры, которая совершенно противоположна  технике игры классической музыки. Это совершенно другое ощущение струны, смычка. А еще важна техническая раскачка, которая характерна джазовой музыке.  Техника игры на скрипке необычайно сложна! Вот, что я могу сказать.


Максим: где Вам больше нравится выступать - в маленьких клубах или на большой сцене с тысячным залом?


Давид Семенович: ни в коем случае не с тысячным залом, могу сразу сказать. Джаз- это вообще искусство очень интимное. Оно - клубное. Потому, что ты играешь музыку сеюминутно и каждый тембр, интонация, подача твоего звука имеет большое значение. Оно должно дойти до каждого слушателя, а этого можно достичь только в небольшом помещении. Контакт крайне необходим для джазового музицирования. Поэтому я люблю играть в маленьких залах, где тебя приходят послушать до ста человек, максимум.
 

Максим: возвращаясь к большим залам. Скажите пожалуйста, технические, назовем это так, аргономические характеристики зала являются определяющими при принятии решения играть или не играть?


Давид Семенович: по большому счету, так должно быть, но мы, джазовые музыканты, этим не избалованы. Пользуясь возможностью сыграть для людей, которые любят джаз и понимают, достаточно много, поэтому выбирать особенно не приходится. Зачастую я отказываюсь играть как раз в клубах, потому как джазовых клубов очень мало, а в те клубы, которые другого направления зачастую приходит публика не посвященная. Я предпочитаю отказываться, невзирая на величину гонорара. Я очень болезненно переношу безучастие и равнодушие со стороны слушателя. Мне это крайне неприятно.


Максим: ваше выступление в театре им. Т.Шевченка это дебютное выступление на этой площадке?
 

Давид Семенович: да, на этой площадке это будет дебютное выступление, потому как мы раньше выступали в ХАТОБЕ.


Юлия: на Ваш взгляд, как изменилось отношение  общее к джазу, если сравнивать современность и эпоху Советского Союза?


Давид Семенович: оно изменилось в худшую сторону, могу вам сказать, потому что сегодня есть очень много предложений для молодого человека, который начинает интересоваться искусством, культурой. И поэтому мало шансов, что его внимание остановится на джазе. А в советское время никакой альтернативы небыло, поэтому на наши концерты публика рвалась. Это не объясняется большей любовью к джазу, нет. Людям хотелось посмотреть на живых музыкантов, узнать, что же такое джаз… Но, к счастью, джаз живет и сейчас и не умирает, и меня это очень радует.