Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Организатор и арт-директор фестиваля «ZaJazz Fest» в джазе "Чайники"

Организатор и арт-директор фестиваля «ZaJazz Fest» в джазе
Фото: Дмитрий Кутовой, Мариуш Богданович, Сергей Давыдов.

Антон: Расскажите о фестивале, который будет проходить в этом году, какие новинки ждут харьковчан?

Дмитрий: Этот фестиваль будет проводиться уже пятый год. Организовывает его Харьковский театральный центр. Это благотворительный фонд, созданный в 2005 году. Целью его является поддержка культуры в городе Харькове и за его пределами. Это касается и театральных, и музыкальных проектов. За четыре года «Kharkov ZaJazz Fest» стал брендом, и мы гордимся, что именно в нашем городе проводиться такой фестиваль. В этом году фестиваль будет совсем другим. Вообще каждое такое мероприятие отличается от предыдущего. Так будет и в этом году. Единственным повторением  станет возврат старого места проведения данного фестиваля. В этом году мероприятие будет проводиться в помещении Дома актёра, который находится на улице Красина. Данное помещение будет большой площадкой, а малой площадкой будет клуб «Pintagon», в котором сегодня и произойдёт официальное открытие фестиваля в 19.00 концертом харьковских команд. Хочу заметить, что для всех харьковских групп сегодняшнее выступление на нашем фестивале будет первым. Сразу скажу, что подробная программа всех дней фестиваля уже вывешена в интернете, поэтому все желающие могут ознакомиться с ней.


Игорь: Какая основная концепция фестиваля в этом году?

Дмитрий: В этом году наш фестиваль будет посвящён не презентации харьковских музыкантов, а презентации явления «харьковский джаз» в целом. Конец фестиваля фактически будет началом проекта «Харьковский джаз» («Х-Джаз»). Цель этого проекта – показать миру, что харьковский джаз существует. Все мы знаем, что джазовая музыка есть в Америке, откуда она родом, есть она и в Европе, джазовая музыка есть частью национальной культуры Польши. К сожалению, в Украине джазовая музыка пока не является частью национальной культуры. Но харьковский джаз находится на передовой джазовой культуры Украины, и мы надеемся, что именно благодаря харьковскому джазу эта культура станет-таки частью национальной культуры Украины. Касательно нашего фестиваля скажу, что это пять премьерных программ на сцене Дома актёра, пять пластинок джазовых харьковских исполнителей, четыре из которых премьерные (Артём «JazzGun» Васильченко & JazzGang STREAM – «SUITE about SINS»,  Евгений Пугачёв & NEW JAZZ PROJECT – «A PERFECT DREAM», пластинка проекта «RED DRAGON», пластинка Сергея Давыдова «THE UNIVERSE OF KYZYL TIL. Vol.2»).

Фото Роман Шупенко

 

Последняя из перечисленных пластинок – это пластинка проекта, который принимал участие ещё в прошлом фестивале. В этом проекте принимали участие музыканты, присутствующие сегодня здесь в студии. Проект этот жил своей жизнью целый год, претерпел множество изменений, и вот вышла эта пластинка. Т.е. это четыре пластинки, которые вышли в серии «Х-Jazz COLLECTION».

Виктор: Скажите, эти пластинки будут представлены в ходе проекта?

Дмитрий: Да, конечно. Но мы хотим не только продажи дисков, но и того, чтобы эти пластинки заметили крупнейшие менеджеры и фестивали международные, с которыми мы дружим.

Сергей: Мы надеемся, что таким образом произойдёт «экспорт» джаза во все страны, которые действительно будут в нём заинтересованы.

Алексей: Когда будет происходить презентация проекта «Х…Jazz»?

Дмитирй: В этом году будет ещё одно новшество. Жители Харькова будут первыми, кто увидит снятый самими же харьковчанами документальный фильм «Х…й джаз». Каждый угадывает своё слово вместо многоточия. Мы намеренно пошли на это провокационное название. К сожалению, фестивали постепенно превращаются в соревнования из разряда, кто круче, кто кого пригласил и так далее. На самом деле суть фестиваля в другом. И не смотря на кризис, не смотря на то, что приходится искать нестандартные пути, этот проект всё равно родился.

Мариуш: Организаторы очень помогают нам. Джазовая музыка есть, но чтобы её услышали люди, необходимо организовывать концерты, на которых будут звучать джазовые композиции. Именно поэтому организация фестивалей – это очень важно. А относительно фильма могу сказать следующее: мне он очень нравится, потому что это фильм о музыке. Очень приятно осознавать, что когда люди из других стран посмотрят этот фильм, они поймут, что в Украине, а именно в Харькове, тоже есть джазовые исполнители. И это самая главная идея этого фильма, я думаю.

Дмитрий: И эта идея укладывается в рамки идеи всех фестивалей, т.к. мы всегда пытались делать всё, что приводило бы к большей узнаваемости джазовых исполнителей Харькова. Мы всё-таки живём в большом городе, который нужно уметь правильно представить, а джазовая культура – это признанная культура свободных людей, понятная во всём мире. Это как международный язык.

Алена: Если мы говорим о джазе как о международном языке, скажите какой акцент носит харьковский джаз?

Фото Роман Шупенко

 

Сергей: Он может носить любой акцент, т.к. потенциала много. Он связан с этническими корнями, причём не только украинскими. Не могу сказать, что джаз нарисован яркими красками, но, по крайней мере, он присутствует, он есть.

Мариуш: Джаз – это язык всего мира. Но при всём этом каждый музыкант имеет свой неповторимый стиль. Вот, например, Сергей Давыдов. Он играет по-особенному. В мировом языке джаза это можно назвать диалектом. Но люди, которые любят джаз, понимают игру Сергея.

Дмитрий: Соглашусь с этим высказыванием. Харьковская земля рождает джазовых музыкантов с особым стилем. Такие люди могут становиться знаменитыми и за границей, но при этом корни их остаются тут, в Харькове.

Сергей: На самом деле есть и такие люди, которые корни имеют харьковские, но стали знаменитыми очень рано и именно за границей. Это и Леонид Чижик, и Даниил Крамар.

Ирина: Что вам запомнилось больше всего за время подготовки фестивалей? С какими трудностями вы столкнулись? Дмитрий, Сергей, расскажите, пожалуйста, о самых ярких событиях, связанных с фестивалем.

Дмитрий: У меня самые большие сложности всегда вызывало отсутствие средств на проведение этих фестивалей. Ведь не секрет, что на проведение мероприятий, которые не связаны с массовой культурой, средств часто не хватает. Было такое, что мы просили помощи, даже сидели в кабинете у Министра культуры Украины (это было довольно давно) и, показывая свои наработки и пластинки, просили помощи. Нам пообещали, но ничего так и не выделили. При этом хочется отметить реальную помощь, которая была оказана в 2009 году Международным отделом нашего Горисполкома. И в этом году этот отдел нам очень помогает.  А что касается самых ярких впечатлений, то хочется отметить то, насколько поразил меня Рон Картер, причём одним ответом на один вопрос. Это было в клубе «Pintagon». Журналистка задала ему вопрос: «Не считаете ли вы, что контрабас из одноимённого произведения Патрика Зюзкинда является символом проблем, которые человек всю жизнь влачит за собой?». На что он ответил: «Нет. Контрабас для меня – это способ рассказать историю своей жизни». И когда он в первый раз прикоснулся к контрабасу, я понял, что так и есть.

Мариуш: На меня яркое впечатление, например, произвёл Гонзало Рубалькаба, который играл в Харькове в прошлом году. Это был эксклюзив.

Фото Роман Шупенко

 

Дмитрий: Ещё хотелось бы отметить людей, близких нам по духу. Это Дима Неселовский и Андрей Прозоров. Они потрясающие музыканты. Их очень любит харьковская публика, слушает их с упоением. И хотелось бы отметить, что эти ребята не «зазвездились», остались простыми людьми, с которыми приятно общаться и которых приятно слушать.

Пётр:  Мы знаем, что у Дмитрия Эдуардовича и Сергея Петровича есть совместный проект, который называется «Чайники». Почему ваша группа называется именно так?

Сергей: Ощущение того, что можно так назвать группу возникло потому, что в нашей группе я один профессионал, а люди, которые играют на музыкальных инструментах, не профессионалы. У Дмитрия тоже нет профессионального музыкального образования.

Дмитрий: Вообще-то музыка, которую мы играем, не джазовая. Но благодаря Сергею она приобретает особое звучание. К тому же с непрофессионалами должен работать профессионал, ведь нужно чётко представлять себе потенциал каждого, чтобы не придумывать смешного. 27 мая мы приглашаем на концерт.

Маша: Дмитрий, как вам удаётся совмещать бизнес и работу на культурном поприще? Откуда в вас это стремление к музыке?

Дмитрий: Мне всегда нравилась музыка. Я воспитан отцом на хорошей музыке. Это была классика. Потом, как у всех, 80-90-е годы это рок-музыка, а потом я стал больше слушать джаз. И если я чувствую, что у меня есть силы помогать в организации таких джазовых фестивалей и проектов, то разве это плохо? Иногда это очень сложный процесс, ведь понятие «арт-менеджмент» в Украине практически отсутствует.

Игорь: Дмитрий и Сергей, кто вам нравится из джазовых исполнителей больше всего? Какой любимый музыкальный инструмент? Сергей, не хотелось бы освоить ещё какой-то музыкальный инструмент?

Сергей: Осваивать инструменты – это хорошо. Я потихоньку это делаю. Но показать это пока не решаюсь, т.к. не достиг ещё звания профессионала в этой области. А ответить на  вопрос о любимых исполнителях очень сложно, ведь перечислять можно бесконечно.
 

Эльза: Известно, что джазовые музыканты слушают музыку по-особому. А вы всегда, слушая эту музыку, обращаете внимание на душевную составляющую композиции или на качество её исполнения?

Фото Роман Шупенко

 

Сергей: Человек, который занимается джазовой музыкой, не может слушать отвлечённо. Аналитика работает, но не до такой степени, чтобы это мешало воспринимать душевную сторону. Самое главное, чтобы музыка, какой бы она не была, не только джазовая,  была сделана профессионально и талантливо.

Иван: Насколько джазовому музыканту важно быть понятым слушателем?

Сергей: У музыканта всегда должно быть желание что-то преподнести слушателю. Вы же понимаете, если человек будет играть «себе под нос», не желая продемонстрировать своё творение миру, то ничего хорошего из этого не получится. И ещё очень важным есть получение обратного вектора от слушателя. Ведь часто музыкант импровизирует на сцене, и в этот момент очень важно получить ответную реакцию от слушателя.

Алексей: Говоря о представителях джазовой музыки мирового масштаба и о представителях харьковского джаза, насколько харьковские музыканты готовы к взаимодействию со слушателем?

Сергей: Безусловно, готовы, но не все в одинаковой степени. Здесь играет роль возраст музыканта, его опыт, амбиции.

Джулия: Есть ли у джаза будущее в Украине? И стали ли джазовую музыку слушать больше?

Сергей: Конечно, есть будущее! Можно сказать, что уже брошено зерно. А зерно – это проведение концертов, организация фестивалей. И что не маловажно, в Харьковском национальном университете искусства есть джазовая кафедра, где обучаются будущие джазовые музыканты.

Дмитрий: И ещё хотелось бы заметить, что джаз – часть жизни, и если есть будущее у самой Украины, то и у джаза есть будущее. Скажу, что работая над фильмом, о котором говорилось ранее, мы не забывали, что 20 лет назад рухнул Советский Союз. И за 20 лет Украина как государство, культура украинская прошла какой-то путь. И вот важно понимать, что государственный подход к развитию джазовой культуры в Украине является лакмусовой бумажкой для проверки национальной культурной политики.

Мариуш: Я хотел бы сказать, что джазовая музыка и в Польше, и в Украине – это часть культуры. Ведь лет 30-40 назад профессура консерватории говорила, что играть джаз – это плохо. Теперь всё изменилось. Джазовая музыка – это часть культуры мира.

Фото Роман Шупенко

 

Дмитрий: Будем надеятся, что украинская культура станет частью мировой культуры. Но её нужно развивать. Ведь гораздо проще привезти заезжих звёзд, чем создать внутри культуросозидающую среду. А без такой среды никакого культуропотребления тоже не родится, потому что это культуропотребление будет происходить где-то либо в других странах, либо в других сферах. А ведь джазовая музыка импровизационная, она каждое мгновение создаёт вокруг себя некий мир. Вопрос в том, кто в состоянии настроить свою внутреннюю антенну на этот мир. Именно поэтому это явление – уникально. Мы рады, что именно в Харькове это происходит.