Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Николай Макаровский: "Сергея Лукьяненко пришлось "застрелить" ради награды.

Николай Макаровский:
Фото: Николай Макаровский

Андрей: Насколько фестиваль "Звездный мост" будет отличаться от прошлых лет?
 

- Вопрос, конечно, очень хороший. Все фишки я вам не скажу, ведь тогда будет не интересно. Скажу только, что наш фестиваль в этом году 13-й. Эта цифра на востоке означает благоденствие, успех в делах, долголетие. У нас же, по европейской традиции, все наоборот. Мы считаем, что наш "Звездный мост" проходит над мирами, поэтому мы выбираем тот вариант, который нравится нам (восточный). Тем не менее, эмблема нашего фестиваля – черный котенок и цифра 13. Если говорить об отличиях, то нужно заметить, что фестиваль без традиций – не фестиваль, а просто сборище народа. Наше мероприятие было всегда немножко рафинированным потому, что делался он на базе Харьковского национального университета. Естественно, он диктовал свои правила. Например, когда вы входите в храм, у вас соответствующим должен быть внешний вид.  То есть сохранялся в университете дух рафинированности и интеллектуальной наполненности, что было непременным дополнением к мероприятию. Теперь мы решили потихоньку избавляться от стереотипного внешнего вида и торжественно-каменного выражения лиц, ведь это фестиваль фантастики. Нынче он у нас "фестиваль без галстуков".
 

Виктория: Скажите, будут ли гости придерживаться неформального направления? Будет ли среди гостей Сергей Лукьяненко?
 

 

-  Говоря о гостях, мы и начали вводить новые правила, ведь они зачастую и так редко придерживались дресс-кода. Таких людей нельзя держать в рамках. Сейчас я вам про Сергея Лукьяненка все расскажу, раз интересует. Он у нас всегда был желанным гостем фестиваля и был почти на всех встречах. В этом же году он подписал контракт с Германией и приехать оттуда к нам не может. Сережа сейчас раб своего таланта, ведь в мире очень востребован, не говоря уже о России, где он поддерживает развитие всей литературы. Но стоит заметить, что более раскованного писателя я за всю свою горемычную жизнь не видел.  Очень жал, конечно, что в этом году мы его не увидим. Надеемся, что в следующем с ним встретимся. Говоря о предыдущих фестивалях, то сложности с ним всегда возникали, так как он может пообещать и не явиться. Более того, Сергей может не выйти на сцену, когда его вызывают, сидя в 8-м ряду. Кстати, к призам относится фантаст очень хорошо. Например, свой первый Философский камень он получил именно у нас, когда только заявил Москве о своем таланте. Тогда коммисия очень сомневалась, давать ли ему гран-при, но все же, где-то в шутку, а может, и нет, один из членов нашего оргкомитета сказал, что если давать Сергею Лукьяненко Философский камень, то только посмертно. Таким образом, кто-то передал Лукьяненко наш разговор, и мы разыграли его прямо на сцене, якобы стреляя в молодого писателя и, впоследствии, воскрешая коньяком.  Вот так все произошло. Теперь же весь мир читает произведения Сергея, а мы с нетерпением каждый раз ждем его у нас на фестивале.
 

Лариса: Кто еще кроме Сергея Лукьяненко ожидается на фестивале?
 

- Скорее всего, будут Сергей и Марина Дяченки, Вадим Панов ("Тайный город"). Говоря о Панове, то сейчас он пишет невероятно интересную серию. Кстати, он уже у нас не был года два, ведь у него рождались дети, и приходилось помогать по хозяйству. По тиражам книги и по чтению произведений в сети Панов сейчас популярнее Лукьяненка. Далее у нас небыло два или три года Владимира Васильева, который был соавтором "Ночного дозора". Ждем Олега Дивова, который несколько лет был в творческом поиске. В общем, сразу всех назвать нереально. В этом году, как никогда, к нам приезжает очень большое количество писателей, более 60 человек. Мы хотим собрать их всех (веселой толпой) в большой химической аудитории на семинар. Мы хотим, чтоб у участников фестиваля была возможность нормально пообщаться, чтоб любители фантастики смогли подойти к своим кумирам.
 

 

Алена: Скажите, Вам лично удавалось пообщаться с Борисом Стругацким? Расскажите, пожалуйста, о маэстро.
 

- С Борисом Стругацким я не просто общался, а когда-то еще и вручил Философский камень. Где-то на 3-м или 4-м фестивале, когда мы уже точно убедились, что фестиваль состоялся, мы решили пригласить Бориса Стругацкого и предупредить о вручении Философского камня, хотя обычно так рано мы этого не говорим. Даже американский писатель Гарри Гарисон до времени не знал о том, что его ждет вручение. Тогда нам Борис Натаныч ответил, что он не выездной, у него были проблемы с сердцем, при этом он приглашает пообщаться к себе на семинар. Таким образом, я отправился в командировку.  Приехав в Санкт-Петербург, мы оказались в большом солидном особняке, куда пускали только по записи в какую-то странную книгу. Подпускать нас к Борису Натанычу не хотели до тех пор, пока сам Стругацкий не узнал нас и не подошел сам. Позже мы сказали, что хотели бы снять на видео начало семинара и церемонию вручения приза, хотя, нужно заметить, что за 35 лет еще никому не разрешалось снимать что-либо на мероприятиях Бориса Натаныча. Как ни странно, нам все удалось. Вот так вот мы и познакомились. Я Стругацкому очень благодарен, ведь даже общение с ним очень многое дает. Хоть в Питере над Борисом Натанычем и нарисовали нимб-ореол, но он на самом деле очень простой и добрый человек. Кстати, фантаст не дает автографов, считая, что не имеет права подписываться за тандем "АБС". Мое мнение таково, что все нынешние писатели-фантасты, как бы кто не фыркал левым или правым ухом, все же ученики незримого колледжа Стругацких.
 

 

 

Юрий: Скажите, сотрудничает ли фестиваль с издательствами?
 

- Могу сказать так: с издательствами мы сотрудничаем, безусловно. Издатели к нам присылают своих представителей, хотя заранее мы не знаем, кто приедет. Опять же, если есть желание куда-то двигаться, то нужно приходить на фестиваль и искать все то, что вам необходимо. Есть еще более надежный способ напечататься. Дело в том, что я не только  директор Института чудаков, магистр ордена Философского камня, председатель оргкомитета "Звездного моста", но и организатор клуба "Контакт", который объединяет начинающих молодых писателей. Каждый вторник в 18.30 в аудитории 4/30 собирается литературный семинар, где читаются отрывки собственных произведений. Именно среди участников этого семинара  есть очень влиятельные люди, которые имеют прямые контакты с издательствами.
 

Алексей: А что вы можете рассказать о сетевой литературе?
 

- У нас есть творческая мастерская "Второй блин", которой руководят известные писатели Олег Ладыженский и Дмитрий Громов.  Они тоже могут посмотреть какую-нибудь рукопись и сказать, стоит ее рекомендовать или нет. Мы открываем новую секцию "Семинар сетевой или виртуальной фантастики". Дело в том, что сейчас очень популярна сетевая литература, ведь поколение приковано к ноутбукам. Сперва эта новость не вызвала никаких реакций у писателей. Затем же, все стало усугубляться тем, что начали создаваться специальные сообщества, которые фильтровали всю предоставленную пользователями информацию. Когда эта работа пошла, в сети начали появляться очень интересные вещи. Естественно, на такое положение вещей обратили внимание и издатели. Таким образом, наиболее посещаемые авторы начали получать приглашения в издательства и печататься. В этом году мы решили собрать таковых самых популярных сетевых писателей. К нам приехали люди с разных городов, чтоб рассказать об особенностях сетевой фантастики. Хотелось бы вспомнить об Анатолии Спесивцеве, который уже издал две книги, а третья готовится на выход.

 

Жанр его романа – альтернативная история о нашем современнике, который попадает в Запорожскую сечь. Интересно  заметить, что всегда писала только Россия о подобных "попаденцах", которые заменяли важных исторических людей, хотя наша ж Украина имеет более глубокие корни, не говоря уже о том, что слово "Русь" появилось от названия государства Киевская Русь. Так вот, Анатолий Спесивцев не просто описал историю, а показал, что гордится тем опытом, который прошла наша страна, хотя не все было гладко, как хотелось бы. Книга неимоверно интересная. Новых номинаций мы открывать не планируем, ведь считаем, что не всегда все новое идет на пользу. Возьмите, например, Олимпийские игры. Там же не делают из года в год каких-либо новых видов спорта.