Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Леонид Рубаненко: Финансовый кризис – это надуманная проблема

Леонид Рубаненко: Финансовый кризис – это надуманная проблема
Фото: Леонид Рубаненко, Заслуженный экономист Украины

Маргарита: По Вашему мнению, проведение чемпионата Евро 2012 подхлестнет экономику Харькова и Украины или есть и другие варианты развития событий?

Л. Р.: Я думаю, что любые активные события, которые происходят на определенной территории, заставляют его жителей по-другому мыслить и относиться к происходящему. Ведь каждый раз, когда происходят подобные события - конференции, выставки, ярмарки, все, что имеет отношение к привлечению людей, заставляет посмотреть на себя со стороны. Также, как каждая хозяйка, которая убирает свой дом, так и жители, руководители территории с одной стороны чистят, с другой – смотрят другими глазами. Приведенные в порядок дороги никто не уберет, также как и построенный аэропорт, реконструированный стадион и т.д. И чиновники, которые завоевали право проведения чемпионата, привели все в порядок, провели само мероприятие – будут уже другими, изменятся в положительную сторону. А это отразится на жизни и деятельности всех нас. То же самое и в экономике – чтобы провести такую масштабную подготовку были задействованы все возможные механизмы стимулирования либо организационного стимулирования со стороны власти. Она потащила коммунальное хозяйство, оно потянуло строительство. И вся эта цепочка зашевелилась уже.

Маргарита: Вы говорите, в основном, о плюсах. А есть ли вероятность негативного развития событий?

 

Л. Р.: Все негативное связано с тем контингентом людей, которому нехорошо, когда есть порядок, который живет в тени и полутени, которыми должны заниматься и занимаются правоохранительные органы. Очень хотелось бы, чтобы наши правоохранительные органы выглядели также достойно как выглядит наша нынешняя власть, которая организует текущую экономическую жизнь. И очень хотелось бы, чтобы город был очищен от тех элементов, которые мешают нам проводить Евро 2012. Может и правильно, что нас не информируют о глобальных чертах, а информация дается только в общем. Есть надежда, что и правоохранители не подведут. Хотя хотелось бы, чтобы то звено, которое привыкло жить на взятках не портило общую картину. Мы до сих пор сталкиваемся с не очень хорошим поведением людей в погонах. Влияние же общества на изменение их поведения минимизировано и в этом плане даже возможности городской власти ограничены. Хотелось бы, чтобы власть понимала, что в такой период Украина должна выглядеть достойно.

Юрий: Ни для кого не секрет, что сегодня в каждом городе существует большое количество банков. И первокласснику понятно, что это ненормально. В чем причина такого количества банковских заведений и как это влияет на экономику страны?
 

Л. Р.: Если первокласснику понятно, что это ненормально, то ученики старших классов поймут, что первоклассник ошибается. Банки – это частный бизнес. У нас есть Нацбанк, сберегательный, экспортный импортный и все. Остальное – это частный бизнес. Вы покажите того глупца, который будет создавать такой бизнес, который не приносил бы прибыли. В Украине сейчас количество банков уменьшается, а то, что мы видим в Харькове, то это  количество не банков, а отделений. И если начинает расти количество, значит, есть спрос. Харьков – торговый город. Он находится на перекрестке торговых путей и возле границы. Здесь очень большая оборачиваемость средств. Конечно, есть пища для размышлений налоговых служб: если в Харькове оборачивается такое количество средств, все ли они оборачиваются через банки? Для примера можно взять Сумскую улицу. Зайдем в какой-нибудь красивый магазин. Не везде же есть терминалы для безналичного расчета. Лично для меня это подозрение, что не весь товар завезен легально, поэтому не товарооборот не отображается через кассовые аппараты. Наличие банков, казалось бы, должно говорить о здоровой финансовой жизни, но, тем не менее, существуют примеры, которые свидетельствуют и финансовой жизни нездоровой, которую нужно искоренять. Поэтому, если в магазине есть терминал, можно верить, что он работает честно. А процесс с образованием филиалов саморегулируется, так как  предложение всегда связано со спросом.

Юрий: То, есть, если в магазине присутствует терминал, то это свидетельство того, что все легально.

Л. Р.: И что это практически честный бизнес.

 

Руслан: существует мнение, что любой кредит для простого потребителя – заведомо затратная авантюра. Скажите, насколько это так?

Л. Р.: Конечно так. Кредит – это затратное мероприятие, поскольку предполагает выдачу денег под проценты и ты отдаешь больше, чем берешь. Человек должен понимать старую пословицу: кредит – это когда ты берешь чужие деньги ненадолго, а отдаешь свои и навсегда. Человек должен понимать, что он эти деньги со всеми процентами должен отдать. Есть ли у него бизнес-план? Не для банка, для себя. Если да, то ничего опасного нет. Возникает форс-мажор – идешь на переговоры с банком. Есть цивилизованные ситуации. Просто нужно изначально понимать, сможешь ли ты с ним справиться.

Виктор: Система кредитования появилась у нас относительно недавно. Как Вы думаете, готов ли ментально народ к таким "нововведениям"? Это пришло с Запада и там, насколько я знаю, население намного цивилизованнее в этом отношении.

Л.Р.: У нас население оказалось не готово, подтверждение тому – паническое поведение в 2009 г. и состояние наших розничных торговых сетей, которые просто перестали существовать. Потому что нужно было совсем не думать, чтобы со стороны торговцев предлагать бланковые кредиты, когда товар выдавался только на основании паспорта и подписи в нужном месте. Человек же, абсолютно не задумываясь, ни копейки не потратив, приходит с паспортом, а уходит  с холодильником. А потом приходит соображение, что нужно рассчитываться. Начинают прятаться – благо, Россия рядом. "Поживу я лучше у родственников в Белгороде, пока банк не успокоится".

Виктор: А банк успокаивается?

Л. Р.: Конечно, успокаивается, когда посмотрит на сумму за судебные разбирательства и сумму возможного взыскания с человека. Сколько трагедий произошло в семьях – вплоть до самоубийства. Всё же это происходит от непонимания, когда товарные кредиты выдавались практически под честное слово. А нужно же понимание.

Сергей: Какие экономические направления для Харьковской области являются наиболее приоритетными?

Л. Р.: Приносящие прибыль. В целом, приоритетным направлением считается то, продукция которого приобретаема на рынке. Сегодня таковой являются высокоинтеллектуальные услуги, которые являются хорошо оплачиваемыми. Поэтому хорошие программисты в Харькове довольно неплохо себя чувствуют, работают, в основном, на заграницу. Научно-проектные институты были представлены и опознаны еще в давние времена, поэтому сейчас о них вспоминают, из России, Казахстана приходят запросы: "А вы живы там еще?". 90% таких учреждений работает на заграницу и отрабатывают колоссальные контракты. Государство, конечно, было не готово к такому повороту событий. Для Харькова характерно количество высокообразованных мозгов, которые востребованы. Что касается людей без образования но с горячим желанием работать, то можно сказать о легкой промышленности, швейной промышленности, она по-прежнему остается прибыльной из-за приближенности к границе. Говорят, что на московских рынках пользуется популярностью одежда, которая шьется под марками различных брендов на швейных мастерских Харькова.

Елена: На сегодняшний день существует большое количество специалистов гуманитарного профиля. Как это может аукнуться в будущем?

 

Л. Р.: Если будет спрос, то они также будут рождаться, если не будет – то им придется перепрофилироваться. Если сегодня посмотреть на итоги вступительной кампании, то можно заметить, что желающих идти туда стало меньше, контингент, который там учится, уступает даже по своей школьной подготовке. И такая тенденция есть кроме отдельных вспышек – например, все, что связано с Востоком сегодня справедливо имеет спрос и этот спрос сохранится. Остальное находится в вялом полутекущем состоянии и дальше, думаю, будет деградировать.

Алексей: Как в будущем будет меняться рынок труда в Харькове и в Украине?

Л. Р.: Рынок труда в будущем везде будет меняться в одном направлении: будут нужны образованные люди. Если посмотреть на сегодняшние предприятия, где есть 70-80 станочников, а покупают один станок, который стоит миллионы и его обслуживает 1-2 инженера с высшим образованием и опытом работы. Вот и показатель: нет ни одного предприятия, где бы перевооружение приводило к увеличению рабочих мест. Везде процесс обновления оборудования сопряжен с сокращением персонала. Вот на ФЕДе – 1 человек обслуживает станочный комплекс, он без высшего образования, потому что человек даже с профтех образованием побоится и подойти к этому станку. Некоторые профессии отомрут, например, как военно-промышленный комплекс. Дальше будет происходить аналогичная ситуация по аналогичным направлениям: там, где нет перспективы (как у военных) либо там, где Украина заранее  проигрывает. У меня эти данные есть, но называть  не хочу, потому что завтра люди с этого завода побегут. Я говорю о заводе электроаппаратуры как о свершившемся факте, как, собственно, и военные предприятия. Это же касается предприятий, которые нацелены на современную связь. Ни для кого не секрет, что спрос на Wi-Fi в этом году в Харькове увеличился в 1000 раз. Сегодня роутер можно носить в кармане и пользоваться интернетом в любой точке. Роутеры стоят в каждом офисе.. Ведутся многочисленные споры по поводу телефонной, интернет-связи. Сказать можно то, что о телефонах, которые выпускаются для деревень на харьковских заводах, можно забыть уже. Вот там, где не успеют наши предприятия, там будет происходить отмирание. Нужно ориентироваться на продвинутые страны. Китайцы, например, рассылают специально подготовленных людей, которые узнают – что нужно населению, какой спрос и прочее. Пристроятся наше тяжелое машиностроение – не будет трагедии, что не приспособились вовремя. Нужно идти в ногу востребованы. Хотелось бы верить, что подготовленные кадры будут востребованы. Успокаивает, что в других странах ситуация хуже, ведь нет своего рынка труда, а в Украине еще есть возможность приспособиться. И по оценкам специалистов, у нас около 40% необработанных земель. Нужно отдавать её нашим хозяевами, чтобы они привлекали инвесторов. И если мы используем свой сельскохозяйственный потенциал, то Украина сможет пережить не одно потрясение.

Марина: Вторая волна финансового кризиса все же будет или это страшилки? Что может повлечь его? На Ваш взгляд финансовый кризис – это закономерное явление или искусственно созданная проблема?

Л. Р.: Понятие финансового кризиса – это искусственно созданная проблема. Слово "кризис" не очень применимо для предпринимателя или бизнеса. Что для предпринимателя кризис? Если не дают денег в банке, он обойдет сотню, но найдет, где их можно получить. Если не покупают продукцию, то начнет выпускать другую. Это естественные проблемы предпринимательской жизни. 19-й год я сам нахожусь в бизнесе и я не вспомню месяца, когда бы  я мог спокойно жить. Есть проблемы, которые решаются по мере возникновения. Какие-то прослабления мы сможем увидеть на примере Греции, Португалии, Германии – стран, которые выглядят довольно богатыми. Удержится ли на передовых позициях Англия, которая очень консервативна и в развитии, и в палении. У нас будет недозарабатывание – будет меньше денег получаться и меньше тратиться, притормаживания экономического процесса будут, но без трагизма. Никто не предполагал, как ударит в 2008 г. по строительному бизнесу, так что теперь? Строители живы? Живы. Да, они получают меньшую зарплату, но ведь так не всегда будет. Просто набрали очень большой темп. Почему Англия и Нидерланды спокойны? У них нет большого темпа. Ведь он должен быть довольно ровным.

Марина: А если спроецировать все сказанное Вами на обывателя, потребителя: на что им стоит ориентироваться?

Л. Р.: Для обычных потребителей ситуация будет лучше, чем для предпринимателя. Когда у последнего проблемы, он что делает? Да, снижает цену. А потребителю это выгодно, он покупает дешевле. Это все можно заметить даже на примере гречки и сахара. Вот, на ярмарке на площади Свободы сахар по 6 грн., в то время, как в супермаркетах он по 9 и 10 грн. … Все равно ведь себе в убыток не продают, значит, и это выгодно. Так поступают люди, которым нужно просто быстрее продать. Так и будет продолжаться – доходы предпринимателя уменьшатся. А для потребителя рецессия выгодна.Снижение прибыли, угнетение общего экономического стстояния, некоторое замедление роста. Это называется "лихие времена". Но это выливается в последующее усиление развития. Темпы развития после рецессии всегда больше, чем перед ней.

 

Снежанна: Какие прогнозы на изменения курса валют на следующий год?

Л. Р.: Никому не выгодно колебание валют. Даже в пределах 10% оно чувствительно для простых людей. На государственном плане вряд ли на это пойдут, тем более, что заинтересованных, например, в стабильном положении доллара гораздо больше за пределами Америки, чем в ней. Меньше сторонников Евро, оно оказалось в очень опасной ситуации. Разговор просто идет об авторитете тех стран, которые все своё положили на карту Евро – это Франция и Германия. И они сумеют его удержать, хотя и они не застрахованы от колебаний, это нормально. Большим подспорьем окажется Китай со своим юанем, который будет поддерживать ситуацию посредством замещения доллара своей валютой. Но это будет поддерживать стабильность доллара и Евро. Совершенно однозначно, что никакая валюта не дает страховки. В каждой семье должен быть страховой резерв, но лучше ему храниться не в больших деньгах. Главное – товар. Это может быть недвижимость, драгоценные камни. Здесь уже каждый разбирается сам, что ближе, к чему есть доступ. Важно понимать, что покупая золото как драгоценное изделие, продать его вы сможете как золотой лом, то есть деньги за оплату труда не вернутся. Поэтому его лучше покупать в слитках. Если вы на что-то копите и есть уже около 50% суммы, то лучше взять кредит и купить, чем потом страдать, как это было на сломе 80-90-х от того, что все накопленные сбережения превратились в пыль. Сбережения лучше хранить в товаре.

Светлана: Я долгое время работала на фиксированном налоге, а с Нового года нас переводят на единый налог. Имеют ли право так поступать?

Л. Р.: Наше государство, как и любое другое, определяя налоговую систему, вольно поступать так, как угодно ему. Одно время большое внимание уделяли налогу с оборота, который, якобы, поднимет экономику. Но мне, как руководителю предприятия, которое производит услуги, это невыгодно. Для меня это петля, для производителя тоже. Государство должно в этом плане должно проявлять свою власть. Ему виднее, кроме предпринимателей есть еще и другие заботы. Конечно, вернувшаяся система налогообложения отличается, но в лучшую сторону. Эта система более гибкая и более цивилизованная. Страдают, конечно, торговцы на рынках. Но тут следует обратить внимание на то, что сказало государство о том, что перспективы у рынков – таких, какими мы их привыкли видеть – базарными рынками – нет. Есть перспектива цивилизованной торговли – арендуется помещение, стоят кассовые аппараты – то, о чем мы уже говорили. Просто нужно вникать в эту систему. Таким образом мы должны выудить нерадивых налоговиков и недобросовестных предпринимателей. Сегодняшний налоговый кодекс будет выводить систему на цивилизованный уровень, избавлять от жуликов. Должны работать квалифицированные сотрудники. Сначала нужно изучить законодательное поле, а потом ехать в Турцию за сумками.

Светлана: На Ваш взгляд, как скоро наступят эти прогрессивные изменения, которые улучшат ситуацию с обеих сторон?

Л. Р.: Если бы бизнес понимал, что не надо договариваться, а нужно готовиться, чтобы послать таких, которые приходят за взятками. Знаете, в 1986 г. я, будучи студентом, пошел на курсы, чтобы получить водительские права. Преподаватель на уроке по правилам дорожного движения преподал нам одну фундаментальную вещь: правила движения нужно знать не столько для того, чтобы самому их не нарушать, сколько для того, чтобы объяснить остановившему тебя милиционеру, что он неправ. Жизненная философия: изучай налоговый кодекс не для того, чтобы его боятся, а для того, чтобы объяснить наглому налоговику, что он не прав и что ты быстрее его посадишь за решетку.

Саша: Возникает вопрос: налоговый кодекс нужен для того, чтобы регулировать экономические отношения или чтобы уличить торговца в нарушении?

Л. Р.: Сегодняшний налог должен служить для того, чтобы уличить налоговика. Я это говорю постоянно: ужас 2011 г. в том, что сотрудники налоговой службы, а чем ниже, тем это более распространено – вообще не читали кодекс. Они выполняют указания начальства, а не служат букве закона. На совещания валит масса предпринимателей, которые хотят узнать этот кодекс, нормы. А когда собирают из-под палки налоговиков…Во-первых, собирают очень мало, а во-вторых на таких семинарах начальство рассказывает нижестоящему начальству, как себя вести, а не нормы кодекса. Этот трагизм мы высказали три дня назад у министра финансов. Мы эту упрощенную систему уже запустили в жизнь, но мы считаем, что нельзя доверять налоговикам разъяснять эти вещи, так как они сами ничего не читают. Хотим мы того или нет, наш бизнес становится грамотней день ото дня, опытней день ото дня, а чиновничество, которое его контролирует, тупеет день ото дня. И бизнес эту ситуацию поборет. Но есть и грамотные люди. Нужно менять ситуацию, иначе государство будет вообще жить не по своим законам. Бизнес получит нормальные условия благодаря тому, что будет совершенствоваться, а не потому, что будет давать взятки.

 

Валентина: Слышали ли вы о законе, который вносит изменения в сфере гастрольной деятельности? Как относитесь к такому положению вещей?

Л.Р.: Это традиционная болезнь государства – сначала сделать, а потом разбираться. А разбираться с помощью бизнесменов, в данном случае – организаторов концертов. Это также патологическое изменение.

Валентина: Как вы думаете, как долго продержится такая законодательная форма?

Л.Р.: Если бы в этой сфере не ходило такое количество теневых денег… Я сам человек с музыкальным образованием, приложивший много усилий, чтобы в Харькове появились первые клубы…Но мне не доставляет удовольствия смотреть, насколько гадко это все организованно. Ни рассуждать об этом, ни защищать не хочется. Наши исполнители не стоят того, что вокруг них создали…Когда показывают, какой дом строит Андрей Данилко…Я считаю его позором Украины. Или та же Светлана Лобода. Послать её на "Евровидение" - значит проявить неуважение к стране. Эту страну надо лечить. Есть, конечно, нормальные творцы, за которых нужно бороться, но их мало. Не думаю, что найдутся пострадавшие от этого закона. Такие, чтобы сказали: "Мы пострадали, потому что честные". Вот тогда и нужно будет разбираться.