Загрузить еще

Доигрались: за свободу слова в стране отвечают только Шуфрич, Швец и Брагар

Доигрались: за свободу слова в стране отвечают только Шуфрич, Швец и Брагар
Фото: facebook.com/Комітет-з-пить-свободи-слова

Восьмой месяц полномасштабной российско-украинской войны ознаменуется не только мощным контрнаступлением ВСУ на востоке и юге страны, энергетическим и ядерным терроризмом России и существенными сдвигами на международном фронте (решение «Рамштайн» и голосование ПАСЕ за признание российского властного режима темы свободы слова в Украине.На последнем пленарном заседании Верховной Рады народные депутаты несколько перетасовали количественный состав парламентских комитетов, и такие кадровые решения привели к тому, что за свободу слова в Украине будут отвечать только трое избранников.В истории украинского парламентаризма еще не было такого «численного» комитета Верховной Рады.

Почему депутаты не хотят заниматься свободой слова?

Остались одни скандалисты

Начнём с небольшого исторического экскурса. В предыдущих созывах Верховной Рады в комитет, занимающийся свободой слова и информационной политики, депутаты не спешили вступать, поскольку он считался не хлебным. А вот в бюджетный, налоговый, аграрный, экономический комитеты выстраивались очереди из желающих. Комитет по свободе слова в среднем насчитывал 10 человек, преимущественно выходцев из журналистского сообщества.

В 2019 году Зе-монобольшинство разделило традиционный комитет по свободе слова и информационной политики на два – Комитет по свободе слова и Комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики. Первый возглавил «оппозиционер» Нестор Шуфрич, второй – «слуга народа» Никита Потураев. Первый должен заботиться исключительно о доступе граждан к свободе слова и защищать права и свободы журналистов. Второй – имел достаточно широкое поле деятельности, начиная от рекламной, аудиовизуальной деятельности и до урегулирования «медийной деятельности», туризма, историко-культурного наследия.

В состав первого – сначала вошли 6 депутатов, в состав второго – 15. Возможно, вопросом свободы слова занимались бы и больше депутатов, если бы не кандидатура представителя ОПЗЖ Нестора Шуфрича на главу комитета. Тогда представители Европейской солидарности и Родины в знак протеста против Шуфрича отозвали своих кандидатов из этого комитета.

Начиная с июня 2020 года и с столь бесчисленного Комитета по вопросам свободы слова начался отток кадров. Сначала ушел «слуга народа» Андрей Мотовиловец. Новоназначенный замглавы фракции «Слуга народа» решил, что ему интереснее заниматься вопросами финансов, налоговой и таможенной политики.

Год назад комитетскую прописку сменил и Александр Санченко, перейдя в Комитет по гуманитарной и информационной политике. Он возглавил подкомитет по музыкальной индустрии. Его коллеги тогда называли этот шаг вполне закономерным, поскольку бывшему GR-директору музыкального фестиваля Atlas Weekend более естественно заниматься темой музыки, чем защитой представителей СМИ.

Вместо Санченко в Комитет по свободе слова вошел Антон Швачко. Но задержался всего на год. 6 октября Швею перевели в Комитет по вопросам цифровой трансформации.

«Буду возглавлять подкомитет по развитию цифрового бизнеса. У киберпространства нет границ, поэтому у планов много. Цифровые технологии – это сфера, в которой Украина в предыдущие годы совершила своеобразный скачок в стратосферу», - объяснил свое решение народный депутат, ИТ-специалист Антон Швачко.

В этот же день ряды Комитета по свободе слова покинула Татьяна Цыба.

«Перешла на работу в Комитет по вопросам социальной политики. Совет этому очень, понимаю вызовы, стоящие перед нашим обществом и государством сегодня. Для меня это прежде всего вопрос реабилитации и адаптации к жизни в новых условиях, в том числе психологическая поддержка. Относительно вопросов, над которыми работала в комитете по вопросам свободы слова, в частности, проведение законодательной границы свободы слова и пропаганды, журналистской этики и саморегуляции, экономической поддержки медиа - мы с представителями рабочих групп обязательно доведем их в сессионный зал», - прокомментировала на своем странице в фейсбуке Татьяна Цыба.

По состоянию на 13 октября в Украине вопросами свободы слова от Верховной Рады занимаются три человека. И все они были фигурантами скандалов, а то и уголовных производств. Так, главу комитета Нестора Шуфрича в марте этого года задерживали на блокпоста. Были вопросы легальности пересечения им государственной границы в мае 2022 года.

Секретарь комитета, эксжурналист «ТСН» Сергей Швец в марте 2021 года сдавал анализ на алкоголь, поскольку политические оппоненты обвинили его в том, что он находился на пленарном заседании «под мухой».

Неоднократно зажигался в публичных скандалах член комитета Евгений Брагар: то предлагал пенсионерке продать собаку, чтобы рассчитаться за «коммуналку », то заявлял о нецелесообразности съема патриотических фильмов, то подозревался в нетрезвом вождении.

Меньше уже быть не может

Согласно действующему законодательству, численность парламентских комитетов определяют народные депутаты текущего созыва Верховной Рады. До шестого октября в комитете разрешалось работать не более 34 народным избранникам и не менее 5. На сегодняшний день самый маленький комитет может насчитывать 3 человека, а самый большой – 38. Если из Комитета по свободе слова захочет выйти еще хотя бы один депутат, его придется распустить. По закону Украины «О Комитетах Верховной Рады», чтобы состоялось заседание комитета, требуется кворум – «присутствие более половины» депутатов от его общего состава. А из двух депутатов кворум никак не соберется, нельзя будет принять и решение. Хотя с проведением заседаний и принятием решений были и без того проблемы.

– У Шуфрича был самый ленивый комитет. В последний раз они провели заседание еще накануне полномасштабного вторжения, 23 февраля. Все, больше не было заседаний, – на правах анонимности рассказывает один из депутатов пропрезидентской фракции. – И учитывая, что комитет возглавлял не наш человек, подавляющее большинство законопроектов, касающихся СМИ и свободы слова, расписывались на комитет Потураева. Именно Комитет по вопросам информационной политики готовил экспертные заключения к профильным законодательным инициативам.