Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
27 апреля
Загрузить еще

Вам – 12 классов, а вам всего 9! Как педагоги готовятся к школьной реформе и что об этом думают

Вам – 12 классов, а вам всего 9! Как педагоги готовятся к школьной реформе и что об этом думают
Фото: nadvirna-lyceum.com (иллюстративное)

За этой войной мы о многом забываем. Вот, например, о том, что под ракетными атаками двигаемся к основательной школьной реформе. Поэтому для многих родителей оказалась неприятной новость, что в своей школе их ребенок не сможет окончить старшие классы. Будет учиться до 9-го, потому что "не дают лицея".

На 12-летнее образование и его разделение на три уровня Украина должна перейти с 2027 года. А до 1 сентября 2024 года областные и городские советы должны определиться, кому кем быть. Педагоги рассказали Коротко про, что происходит сейчас.

Режем на три

Традиционное школьное образование и сегодня разделяется на начальную, среднюю и старшую школы. Реформа НУШ (Новая украинская школа) предполагает их разрезать на три самостоятельных заведения, в идеале – на три разных сооружения. Хотя последнее кажется фантастикой из-за недостаточного строительства школ.

С 1 сентября 2027 года вводятся уровни:

  • начальный (1 - 4-й годы обучения),
  • базовый – гимназия (5 - 9-й  годы обучения)
  • старшая профильная школа, она же лицей (10 - 12-й годы обучения).

Начальную школу разрешено включать в состав гимназии, но лицей должен функционировать отдельно. Это будет не просто школа, а указатель в вуз, то есть такие учреждения должны быть профильными: языково-литературными, математическими, историческими, физкультурными и т.п. Спускается определенный учебный план, но некоторые предметы и курсы учащиеся смогут выбирать по своему вкусу.

- Мы давно подали все документы и устав на регистрацию смены типа заведения на лицей, - говорит директор столичной гимназии №34 "Лыбидь" Алевтина Багинская. – Карта нашей трансформации была составлена ​​еще в 2019 году. Отдельными структурами будем открывать начальный и базовый уровень образования.

Как удалось выяснить, в Киеве многие школы смогут сохранить свою монолитность, "разрезавшись" документально. Но уже определен ряд заведений, которым придется перейти в разряд гимназий.

– Мой сын успеет получить аттестат по старым правилам. А дочь - нет, потому что учится в четвертом классе, – делится Ирина, жительница Шевченковского района Киева. – Нам уже сообщили, что с 2027 года будет только 9 лет обучения. Не знаю, сможет ли она потом попасть в лицей в другой школе, потому что говорят, будут тесты, конкурсы, а "свои" дети наверняка будут иметь преимущество над "чужими".

Сейчас Ирина рассуждает, не перевести ли дочь в более "счастливую" школу до старта реформы. И говорит, что об этом беспокоятся и другие родители.

"Работаем и не знаем, кем будем"

Критерии, по которым будут определяться уровни школ, не очень ясны. Якобы учитывается площадь заведения, материальная база, количество детей, учителей. Однако если в Киеве все более или менее понятно, то во Львове – неопределенность. И подход несколько иной.

– Ориентировочно планы были таковы, что в спальных районах все школы станут гимназиями. Дети будут учиться 9 лет, а затем поступать в лицеи, которые будут функционировать в центре города, - говорит директор одной из львовских школ (в определенных случаях мы обязались не называть собеседника в обмен на его откровенность). – Наше заведение как раз в центре, мы работаем и не знаем, кем будем. Если сделают лицей, то нужно перестраивать педагогический состав, а детей, значит, переводить в "спальники"? Школы там и так переполнены.

Наша собеседница считает, что реформа не очень справедлива.

- Сейчас после 9-го класса ребенок имеет право выбора: переходить в старшую школу или идти в профессиональный колледж. После старта реформы у выпускников гимназий выбора не будет: если не примут в лицей, должны идти в колледж. А я не уверена, что критериями отбора в лицеи будут только знания. Социальное и материальное положение родителей также могут приниматься во внимание, то есть снова коррупционная составляющая.

После 9 класса ученики, которым не повезло со статусом школы, а хотят готовиться в вуз, должны искать лицей. Фото: gimnasia.kiev.ua (иллюстративный)

После 9 класса ученики, которым не повезло со статусом школы, а хотят готовиться в вуз, должны искать лицей. Фото: gimnasia.kiev.ua (иллюстративный)

Как преодолевать километры от села в город?

На Волыни реформа фактически уже началась. С 1 сентября 2024 года ряд школ переводят на 9-летнюю учебу. Причина банальна – не хватает детей, чтобы в старшую школу можно было выделять деньги. Управленцы ссылаются на закон, требующий, чтобы в 10 – 11-х классах было не менее 50 детей, а столько не набирается. Родители возмущаются и выходят на митинги.

– После административной реформы территориально мы входим в Луцкую общину, – объясняет директор одной из школ, который также захотел остаться анонимом. – Но от этого не перестаем быть деревней. До ближайшего лицея в областном центре больше 10 километров. А в наше заведение ходят дети еще из нескольких сел, их нам приходится возить автобусами еще по 6 – 8 километров. Как эти расстояния преодолевать детям, если у нас заберут старшую школу? У нас есть три старых школьных автобуса, но возить ими школьников, которые у нас не будут учиться, не имеем права.

Директор говорит, что реорганизация лицеев в гимназии началась и в Луцке, но по большому городу ходят троллейбусы, автобусы, много маршруток. Цены на проезд втрое меньше, чем от села в город.

– У нас утром в маршрутку взрослые не могут влезть, которые в город на работу ездят. Куда туда детей? Говорят, что выделят автобусы, но уверенности нет, поэтому люди возмущаются. Местные власти учли демографическую ситуацию, но не учли социально-экономическую, - говорит педагог. – Да и закон трактуется двояко. Эта норма о 50 учениках на старшие классы, по моему пониманию, должна работать с 2027 года, а ее уже сейчас применяют.

Собеседник обращает внимание на то, что профильных лицеев, где бы набирали "с чистого листа", еще нет и с 1 сентября наверняка не будет. Выпускникам 9-летки придется искать места в обычных школах, хоть они и называются лицеями.

- Интегрироваться в устойчивый коллектив всегда непросто, между "городскими" и "сельскими" могут возникать конфликты. 15 лет – это тот сложный возраст, когда дети могут быть как очень жестокими, так и очень уязвимыми.

Чтобы сильный мог расти, слабые должны уплотняться

Село Малая Перещепина Полтавской области славится могилой хана Кубрата, где нашли многочисленные сокровища, а еще лицеем имени М.А. Клименко. Большое трехэтажное здание, просторный двор и спортивная площадка, хороший преподавательский состав. С реформой эта школа статуса не потеряет, сохранятся начальные и базовые уровни образования. Директор Татьяна Демьяненко, когда сообщила нам эту новость, не скрывала радости.

Что касается других, то в этой общине будет как повсюду – более заполненные школы переведут на 9-летку, менее заполненные – на 1–4-й классы. Чтобы сильный мог расти и развиваться, более слабые должны уплотниться.

Через так называемую оптимизацию уже прошли ряд школ в Ровенской области.

- Мы второй год работаем в таком режиме, нас не очень-то и силовали, потому что не было учеников в 10-й класс, - разводит руками директор гимназии в селе Лютин Михаил Гриневич. – 11-й выпустили и перестали набирать в старшую школу. В соседних селах нашей Дубровицкой общины из двух гимназий сделали одну. Родители тоже возмущались, год воевали и вынуждены были согласиться. Правда, перед тем проблемы с автобусами решили, отремонтировали дороги. У нас в районе есть гимназия крошечная – на 44 ученика. До нее добираться нужно через лес. Так она до сих пор из-за того, что нет дороги, не работает, хотя это распыление денег на образование.

Михаил Гриневич не видит проблем в 9-летнем обучении.

- В Дубровицах есть лицей – очень мощный, признанный, с научными направлениями. Пока работает как 11-летка, но готовят под академический до 2027 года. Наши выпускники, которые сильнее, туда в старшую школу поступают, которые слабее х- в колледжи идут: учатся на трактористов, слесарей, компьютерщиков. Все не могут быть в лицеях. Лицеи – это подготовка к вузу, а государству нужно развивать все специальности, – объясняет педагог свое видение сущности реформы.

В некоторых школах вообще будут учиться только с первого по четвертый класс. Фото: ladsh4.vn.ua (иллюстративный)

В некоторых школах вообще будут учиться только с первого по четвертый класс. Фото: ladsh4.vn.ua (иллюстративный)

Обратно в будущее

От статуса, полученного школой, зависит ее финансирование, зарплаты учителей. Желающих попасть в лицеи, где "три в одном", наверняка будет больше, чем в урезанные гимназии.

По мнению образовательного эксперта, шеф-редактора портала "Образовательная политика" Виктора Громового, все это недалеко отводит нас от типичной модели школы и нивелирует понятия, которые действительно должны иметь совсем другое содержание и наполнение.

- В Европе есть две модели школ, которые условно можно назвать "немецкая гимназическая" и "французская лицейная". Первая - это когда, безусловно, есть начальная школа, а дальше дети, которые нацелены на университет, идут в гимназии, другие – в школы ремесленного направления. Лицейная система – это 1– 9-й классы, а дальше выбирается либо профессиональная подготовка, либо предуниверситетская научная.

Эксперт вспоминает, что на территории современной Украины исторически существовала гимназическая система, то есть сеть интеллектуальных школ. Попытки ее возродить были сделаны после обретения независимости, но произошла профанация.

- Началась ревность: почему гимназия - они, а не мы, почему там конкурсный отбор, почему меньше учеников в классах... В конце концов термин "школа" фактически исчез. Все стали называться либо гимназиями, либо лицеями. А сейчас мы имеем факт, что понятие "гимназия", предполагающее определенную элитарность, получение образования одаренными детьми, применяется к неполным, "не продвинутым" средним школам. А лицеями будут называться школы, которые будут выбирать местные власти по каким-то признакам или своим предпочтениям. Настоящие научные лицеи при университетах в Украине единицы. То есть по факту мы развалили гимназическую систему, а лицейную не создали.

Впрочем, как это будет все работать, может показать только время.