Загрузить еще

Закон о выборах: права переселенцев и украинские партии

Закон о выборах: права переселенцев и украинские партии
Фото: Фото: Максим Люков

В воскресном обращении к народу президент Петр Порошенко еще раз подтвердил, что на встрече с президентами "нормандской четверки" в Париже говорили о том, как выходить из кризиса на востоке Украины. И в очередной раз поняли, что путь к миру лежит через выборы в Донбассе, нравится это кому-то или нет.

- Но выборы на оккупированных территориях должны проходить только по украинскому закону, - подчеркнул президент. - Проведение такой кампании тесно связано с выводом войск и военной техники, разоружением боевиков и восстановлением украинского контроля над государственной границей Украины и Российской Федерации.

На переговорах в Париже украинская делегация настаивала, что еще до дня выборов мы должны вернуть доступ к границе. При этом на время переходного периода и мы, и они можем согласиться на промежуточный вариант, когда пропускные пункты будут контролировать представители миссии ОБСЕ. Работа пока идет, но на данный момент члены миссии не имеют доступа к границе.

Один из основных пунктов выборного законодательства, на котором настаивает украинская сторона, - возможность голосовать переселенцам. По состоянию на 12 октября в подразделениях Минсоцполитики стали на учет 1,5 миллиона переселенцев из Донбасса и Крыма. Даже без голосов крымчан это количество людей может значительно повлиять на результаты выборов.

Предсказуемо те люди, которые выехали из зоны конфликта, не согласны с новыми порядками и потенциально отдадут свои голоса за украинских политиков. Именно поэтому на праве голоса для переселенцев так настаивают. А чтобы им было за кого голосовать, в том же законе пропишут обязательное участие украинских партий в избирательной кампании, которым доступ к выборам даст Центризбирком. При этом предполагается, что участники выборов смогут рассчитывать на обоюдный иммунитет и гарантии не преследования.

- Участие украинских партий в выборах на востоке будет самым сложным моментом, - предполагает политолог Владимир Фесенко. - И есть огромная вероятность, что из-за него законопроект не пройдет через Раду. Пока готовой модели не существует в природе. Но обсуждают, что выходом из положения может быть мажоритарная система. Но, опять же, кто должен выдвигать? На выборы не могут идти исключительно самовыдвиженцы, нужны кандидаты и от общественных организаций, и от партий.

Теперь основной вопрос: какую степень компромисса определил для себя Петр Порошенко? Готов ли он стать инициатором отдельного закона о голосовании на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей? Очевидно, что готовить такой закон будут в Администрации президента, и Петр Порошенко, как непосредственный участник встречи, разработает план. А дальше дело за Верховной Радой, и глава государства уже обратился к депутатам с напутственным словом:

- Без Верховной Рады не будет выборов. Без выборов на оккупированных территориях политическое урегулирование зайдет в тупик.

Компетентно

 

Политолог Вадим КАРАСЕВ:

- Компромисс возможен. Российская логика была следующей: сначала статус, потом выборы. У нас ситуация была противоположной: сначала выборы, потом статус. Если Верховная Рада примет специальный закон о выборах на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей, то это тоже будет украинское законодательство. Поэтому я думаю, что есть шанс договориться. И можно надеяться, что к концу года Минские соглашения если не полностью, то хотя бы в основном будут реализованы.